ИСРАЭЛЬ - Страница 10

Философский термин, означающий  «сущность» («чтойность») 42 раза используется в «Послании...», но довольно редко в произведениях Яхьи ибн Ади. С другой стороны, очень распространённое у Яхьи ибн Ади выражение, означающее «очевидно», совершенно отсутствует в «Послании...». Исследователи отмечают, что существуют и доктринальные различия между триадологией «Послания...» и богословием Яхьи ибн Ади. Автор «Послания...» говорит о триаде божественных признаков-ипостасей: Бытие – Жизнь – Логос. Эта триада, заимствованная, как полагают исследователи, из философии Прокла, отсутствует в корпусе подлинных сочинений Яхьи ибн Ади, у которого преобладают другие триады, тоже неоплатонического происхождения: Сила – Щедрость – Мудрость; Ум – Мышление – Умопостигаемое. Богословское и философское различие исследователи наблюдают и в учении о единстве Божества. Согласно автору «Послания...», единое может быть выражено тремя способами: по роду, по виду и по индивиду. Единство Бога может быть основано только на категории вида. Яхья ибн Ади предлагает более сложную и продуманную классификацию. В «Трактате о единстве» он выделяет шесть способов понимания единства: род, вид, отношение, непрерывность, определение и неделимое (три последние категории выражают единство по числу). В трактате против аль-Кинди Яхья ибн Ади упрекает философа в том, что его трёхчастная классификация единства (по числу, виду и роду) является слишком упрощённой и неполной, и предлагает свою шестичастную. Яхья ибн Ади явно относится неодобрительно к мнению о том, что единство Бога основано на категории рода или вида, поскольку род или вид для своего существования нуждаются в индивидах; другими словами, индивиды суть причины существования рода и вида. А Бог (Первая Причина) не может зависеть от каких-то других причин, поэтому Его единство, согласно Яхье ибн Ади, может быть выражено только с помощью категории определения, а точнее, с помощью категории субъекта определения: Бог «множественен» в определениях или свойствах (благой, всесильный, мудрый и т.д.), но един как субъект этих определений. Таким образом, аргументы против авторства Яхьи ибн Ади значительно сильнее аргументов в его пользу. Единственно возможным исследователи называют предположение, согласно которому «Послание...» могло было быть написано Яхьей ибн Ади в самом начале его учёной карьеры, задолго до появления зрелых работ. Основанием для этой гипотезы исследователи  называют соотнесение данных «Послания...», касающихся опровержения ан-Наши аль-Акбара, с биографическим замечанием коптского писателя aс-Сафи ибн аль-Ассаля (XIII в.) о том, что Яхья ибн Ади в 923 г., в возрасте приблизительно 30 лет, занимался копированием «Средней книги», написанной ан-Наши. Однако это свидетельство кажется исследователям малоубедительным на фоне множества аргументов в пользу авторства Исраэля.

 



 
PR-CY.ru