ИСРАЭЛЬ - Страница 5

«Послание об утверждении единства Создателя и троичности атрибутов» – самое объёмное из произведений Исраэля, долгое время приписывалось яковитскому писателю Яхье ибн Ади. Б. Хольмберг издал арабский текст и подготовил комментированный английский перевод. До недавнего времени исследователям были известны только две рукописи из библиотеки Коптского патриархата, содержащие «Послание...». Исследователи отмечают, что они идентичны по содержанию и представляют собой сборник из 33 богословских трактатов, приписываемых Яхье ибн Ади. Сборник имеет то же название («Книга доказательства о религии»), что и первый трактат (скорее всего, как полагают исследователи, псевдоэпиграф). «Послание...» является 11-м трактатом сборника. Э. Платти первым обратил внимание на примечание, помещённое на полях рукописи, в котором подвергается сомнению авторство Яхьи ибн Ади, и «Послание...» приписывается некоему ас-Суккари. Г. Эндресс предположил, что вместо ас-Суккари следует читать ас-Сиджази, имея в виду Абу Сулаймана ас-Сиджази (ас-Сиджистани), мусульманского философа и богослова X в. Впоследствии Б. Хольмберг обнаружил ещё четыре рукописи «Послания...»: в библиотеке коптского монастыря святого Антония Великого, в монастыре святого Бишоя в Вади-эн-Натрун и в библиотеке Францисканского центра восточно-христианских исследований в Каире (как полагают исследователи, начало XX в.; содержит только заключительную часть трактата). В наиболее древней и важной рукописи, от которой прямо или косвенно зависят все остальные, Б. Хольмберг обнаружил примечание, приписывающее «Послание...» автору по прозвищу аль-Каскари (Кашкарский). После названия трактата, которое, как полагают исследователи, не принадлежит автору, следует небольшое вступление и первая часть, посвящённая учению о единстве. Исраэль даёт описание трёх уровней бытия (ниже разума, вместе с разумом, выше разума), говорит о ненадёжности чувственного восприятия, интеллектуального знания и логического рассуждения и рекомендует в учении о Творце придерживаться Откровения. Эта часть содержит много доксографического материала (мнения различных философов, школ и сект о единстве). Во второй части изложено учение о едином. Автор выделяет три способа, которыми единое может быть выражено, – по роду, виду и индивиду, и приводит мнения об этом древнегреческих и современных ему философов, большинство из которых отвергает. В третьей, самой большой части, Исраэль помещает христианское учение о единстве Божества. Сделав несколько вступительных замечаний о важности традиции и логического умозаключения, а также о наличии связи между Творцом и творением, он развивает учение о Единстве и Троичности Бога в форме вопросоответов из двенадцати разделов. В первом разделе рассматривается утверждение, что Бог есть сущность; во втором – четвёртом – что Он Един «по виду»; в пятом – десятом – божественные атрибуты Логос и Жизнь трактуются как Второе и Третье Лица Святой Троицы; в десятом и одиннадцатом рассматриваются понятия «ипостась» и «(видовое) отличие»; в двенадцатом – уместность аналогий в учении о Святой Троице (с душой, человеком и солнцем), причём подчёркивается идея превосходства Бога над всеми земными понятиями.

 



 
PR-CY.ru