ИСРАЭЛЬ - Страница 9

С другой стороны, Исраэль далёк от признания идеи «однозначности бытия», т.е. учения о том, что бытие во всех вещах имеет один и тот же смысл, одно и то же определение. Он резко отклоняет антропоморфизм Хишама ибн аль-Хакама, автора основ вероучения шиитов, отстаивая идею абсолютной трансцендентности Бога по отношению к тварному миру и его понятиям. 7. Исследователи отмечают, что в «Послании...» есть ряд параллелей с подлинными сочинениями Яхьи ибн Ади, однако существуют и значительные различия, позволяющие сделать вывод о невозможности авторства последнего. В §19 автор иллюстрирует идею ненадёжности чувственного восприятия через образ лодки, плывущей по реке Тигр: человек, сидящий в лодке, видит проплывающие мимо плантации и здания и ошибочно полагает, что они перемещаются, хотя в действительности перемещается он сам, находясь в движущейся лодке. Такой же образ, по крайней мере, дважды, исследователи встречают в подлинных сочинениях Яхьи ибн Ади, однако в более усовершенствованном виде и с другим значением. Приводя этот образ, Яхья ибн Ади хочет показать, что один и тот же объект в одно и то же время может быть описан с помощью противоположных признаков, но с различных точек зрения: с одной стороны, человек, сидящий в лодке, находится в покое относительно себя самого, т.к. он не двигается из одного места лодки в другое; с другой стороны, человек находится в движении «по акциденции», т.е. в таком движении, которое не является его собственным. Другим случаем сходства между «Посланием...» и бесспорно подлинными сочинениями Яхьи ибн Ади исследователи называют учение о трёх уровнях бытия. Согласно автору «Послания...», все вещи существуют на трёх уровнях, или тремя способами: во-первых, есть реалии, которые ниже разума, их можно постичь посредством чувственного восприятия отдельных вещей; во-вторых, есть универсалии – вещи, существующие «вместе с разумом», которые постигаются умом и от которых зависят чувственно воспринимаемые вещи; наконец, есть вещи, которые выше разума, и знание о них может быть достигнуто только с помощью индукции. Подобное онтологическое деление исследователи встречают в подлинных трактатах Яхьи ибн Ади не меньше четырёх раз. В конце «Послания...» автор рассматривает вопрос уместности некоторых аналогий в учении о Троице. Любая аналогия есть лишь знак, который ни в коем случае не должен прилагаться к Троице во всех отношениях. Через аналогию мы можем представлять себе Бога лишь «приблизительным образом и как сравнение». Та же идея «приблизительной истины» аналогий, выраженная почти в тех же словах, присутствует в подлинных трактатах Яхьи ибн Ади. Среди сочинений, безусловно, принадлежащих Яхье ибн Ади, исследователи называют трактат, рассматривающий те же вопросы, что и «Послание...», – «Трактат о единстве», однако исследователи отмечают, что между ними существует заметное различие. Кроме того, «Послание...» не упоминается ни в одном списке трудов Яхьи ибн Ади. Некоторые философские термины и стилистические выражения, часто встречающиеся в «Послании...», довольно редкие в сочинениях Яхьи ибн Ади. Например, термин в смысле «сущность», «объект», «вещь» употреблён в «Послании...» около 30 раз и почти не встречается в этих значениях в трудах Яхьи ибн Ади.

 



 
PR-CY.ru