ИСРАЭЛЬ - Страница 4

В ряде арабских рукописей содержатся произведения, приписываемые «Исраэлю, епископу Кашкарскому» или анонимному «епископу Кашкара». Вопрос об их атрибуции для исследователей серьёзно усложняется тем, что кафедру Кашкара занимали два несторианских писателя с именем Исраэль. Основным критерием при определении авторства этих сочинений служит сравнение их стиля, лексики, хронологических указаний и богословского содержания с данными диспута между Исраэлем и ас-Сарахси и «Истории патриархов», где Исраэль показан как представитель рационального богословия, знаток философии и мастер полемики. «Книга об основаниях религии» приписывается «Исраэлю, епископу Кашкара», коптским писателем Абу-ль-Баракатом (ум. в 1324 г.) в богословской энциклопедии «Светильник во тьме: книга изложения церковной службы», однако в настоящее время они считаются утерянными. Содержание сочинения исследователям неизвестно, поэтому невозможно точно установить, какому Исраэлю оно принадлежало. Единственным учёным, который относил его к IX в., был Иосиф Симон Ассемани. Г. Граф считал автором «Книги...» Исраэля (X в.), основываясь, как полагают исследователи, на ошибочной атрибуции последнему диалога с Кустой ибн Лукой (Сбат и Р. Хаддад также датируют произведение X в., не приводя никаких аргументов в доказательство и, как полагают исследователи, под влиянием суждения Г. Графа). Однако, как полагают исследователи, если согласиться с мнением Г. Графа, что епископ, который ведёт беседу с Кустой ибн Лукой, проявляет особый интерес к богословским вопросам и поэтому является наиболее вероятным автором «Книги...», то этим автором следует считать Исраэля. В составе главы 6 «Свода основ религии» коптского писателя аль-Мутамана ибн аль-Ассаля (XIII в.; см. в ст. Ассалиды) приводятся два текста, приписываемые «Иcраэлю, епископу Кашкара» и посвящённые отмене закона Моисеева. Эти тексты являются извлечениями из неизвестного сочинения. Текст первого извлечения был также использован коптским энциклопедистом XIII в. Бутросом ибн ар-Рахибом и издан Л. Шейхо. Б. Хольмберг провёл сравнительный анализ этих отрывков и «Вопросоответов против иудеев», наиболее вероятным автором которых, по мнению исследователей, является епископ Исраэль (Х в.). Несмотря на вербальные и тематические параллели, между ними существуют принципиальные различия. В «Вопросоответах...» в отличие от извлечений автор не излагает постулатов иудаизма, его основная задача – обеспечить христианского полемиста ответами на возможные вопросы и возражениями на реплики иудеев. Извлечения содержат много прямых ссылок на Священное Писание, которые очень редкие в «Вопросоответах...». По мнению исследователей, метод аргументации в извлечениях заключается, главным образом, в том, чтобы показать несогласованность позиции иудеев с точки зрения последовательного рассуждения, что не характерно для «Вопросоответов...». Таким образом, по мнению Б. Хольмберга, автор сочинения, из которого сделаны извлечения, отличен от автора «Вопросоответов...» (судя по методу аргументации и стилю мышления, им, как полагают исследователи, является Исраэль). Извлечения могли быть сделаны из неизвестного сочинения Исраэля против иудеев или из его утраченной «Книги об основаниях религии».

 



 
PR-CY.ru