ИУДА ИСКАРИОТ - Страница 7

Однако с учётом того, что вознаграждение за предательство (30 сребреников) было весьма скромным, Иуда Искариот, как полагают и исследователи, желал не только получить деньги. Характерно свидетельство Евангелия от Марка: «И пошёл Иуда Искариот... к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники» (Мк. 14:10–11). Таким образом, Иуда пришёл к первосвященникам с единственной целью – выдать Иисуса Христа. Назначение награды было ответом первосвященников на предложение Иуды Искариота, причём реакция Иуды Искариота на этот ответ и, в частности, на величину суммы никак не оговаривается (в связи с этим Д.А. Муретов писал о «полном безразличии и пассивности в отношении к сумме со стороны предателя»). Евангелист Лука подчёркивает этот мотив: первосвященники «обрадовались» предложению Иуды Искариота и «согласились (т.е. «договорились между собой», а не «ответили согласием на просьбу») дать ему денег» (Лк. 22:5). Добавляя эти важные детали, Лука вместе с тем не придаёт значения величине награды. Напротив, цель Иуды Искариота обрисована более рельефно: Иуда Искариот подробно обсуждает план предательства («...говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» – Лк. 22:4), причём о награде ещё нет никакой речи. Отмечая сребролюбие предателя, евангелисты описывают детальный психологический портрет Иуды Искариота и указывают на более серьёзные причины, не позволившие «одному из двенадцати» стать подлинным последователем Христа. В этом плане показательно свидетельство Луки: «...Вошёл же сатана в Иуду», – Иуда Искариот постепенно пришёл к тому состоянию, что потерял власть над собой. Похожим образом об этом свидетельствует и евангелист Иоанн. Согласно Р. Мартину, евангельские свидетельства, оставляя некоторую неопределённость мотивов предательства Иуды Искариота, устанавливают своего рода систему координат, в которой могут быть предприняты попытки понимания судьбы Иуды. Во-первых, невозможно сомневаться в искренности призыва, обращённого Иисусом к Иуде Искариоту. Христос видел в нём потенциального ученика и последователя. Во-вторых, тот факт, что Христос предвидел совершённое предательство, не означает предопределённости Иуды Искариота к совершению этого поступка. В-третьих, Иуда Искариот так и не смог искренне довериться Иисусу. Ему остались чужды идеалы нового учения, и в этой отчуждённости берёт начало его трагедия.

 



 
PR-CY.ru