ИУДА ИСКАРИОТ - Страница 5

Евангелия приводят в целом единообразную последовательность событий, в связи с которыми упоминается Иуда Искариот: 1) призвание в число апостолов (его имя упоминается в списке апостолов; нет у евангелиста Иоанна); 2) намерение предать Иисуса и объявление этого намерения первосвященникам; 3) Тайная вечеря: предсказание Иисуса о том, что Он будет предан, краткий диалог с Иудой Искариотом, обличающий его намерения, уход Иуды Искариота для совершения предательства; 4) сцена в Гефсиманском саду: Иуда Искариот приходит вместе с вооружённым отрядом на место собрания учеников и выдаёт Иисуса лицемерным приветствием и лобзанием; 5) сожаление Иуды Искариота о содеянном и его самоубийство (только у евангелиста Матфея). О призвании Иуды Искариота не говорится ничего, его имя лишь упоминается в перечне апостолов (Мф. 10:4; Мк. 3:19; Лк. 6:16). Можно, однако, предположить, что Иуда Искариот был достаточно яркой личностью, пользовавшейся определённым уважением, поскольку ему было поручено ответственное дело: хранить деньги общины (ср.: Ин. 12:6; 13:29). Предательство – центральный поступок Иуды Искариота, описанный в Новом Завете. Главное слово, обозначающее предательство Иуды Искариота в Евангелиях, – глагол «предавать», не в переносном смысле подлости, измены, а в буквальном значении «передавать кому-либо». Для нравственной оценки поступка Иуды Искариота этот нюанс не имеет большого значения, однако в более широком контексте слово «предавать» может указывать на готовность Иисуса Христа принять смерть, и, таким образом, слово получает чисто богословское содержание: Иисус был предан за наши грехи (Рим. 4:25); Бог предаёт Сына Своего за всех нас (Рим. 8:32); Сын Божий предаёт Себя за людей (Гал. 2:20; Еф. 5:2, 25). В ряде случаев историческое указание на предательство Иуды Искариота и богословское указание на подвиг Искупителя в слове «предавать» могут совмещаться: «...Предаётся Сын Человеческий в руки грешников» (Мк. 14:41), «...в ту ночь, в которую предан был» (1 Кор. 11:23), букв. – «в которую предавался». В новозаветном свидетельстве совмещаются нравственная оценка конкретного поступка Иуды Искариота, совершённого по свободной воле, и указание на объективный смысл происходящего, на укоренённость всех событий, связанных с искуплением, в предвечном замысле Божьем. Спектр значений слова «предавать» обусловлен тем обстоятельством, что для христианской традиции время совершения предательства изначально вызывало представление о Гефсиманской ночи в большей степени, чем о совещании Иуды Искариота с первосвященниками.

 



 
PR-CY.ru