ИУДА ИСКАРИОТ - Страница 6

Свидетельство апостола Павла («в ту ночь, в которую предан был») вошло в литургическое предание. Несмотря на лаконичность евангельских свидетельств, некоторые черты психологического портрета Иуды Искариота вырисовываются достаточно чётко. Иуда Искариот предстаёт прагматичным человеком: он не в состоянии оценить величие поступка Марии, разбившей дорогой сосуд мира ради того, чтобы помазать ноги Иисуса (Ин. 12:3–6; ср.: Мк. 14:3–5). Даже если считать искренним желание Иуды Искариота продать миро и отдать деньги нищим (Ин. 12:5), на первый план здесь выступает расчётливость казначея, для которого практическая польза важнее самоотверженного поступка. По мнению исследователей, рационализмом было проникнуто и отношение Иуды Искариота к Иисусу: при всём желании следовать за Христом Иуда никогда не называет Его своим Господом; Иисус для Иуды Искариота – это всегда Учитель, «Равви» (Мф. 26:25 (ср.: ст. 22), 49; Мк. 14:45), но не более того. Уже после осознания последствий своего предательства Иуда Искариот не готов к покаянию и сам устраивает над собой суд (см.: Мф. 27:3–5). Его раскаяние – это не изменение образа мыслей, а сожаление о сделанной ошибке (см.: Мф. 27:3). Эти психологические черты помогают исследователям реконструировать мотивы предательства. Иуда Искариот мог иметь другое представление о служении Христа, ожидать воссоздания царства Израилева; мысль о царстве «не от мира сего» могла быть чуждой его практическому уму. Он ждал другого Мессию. Впрочем, такое представление об Иуде Искариоте не даёт исследователям ответа на поставленный вопрос, поскольку может привести к прямо противоположным вариантам объяснения предательства. Исследователям известна реконструкция Томаса де Куинси (в русской библеистике поддержанная протоиереем Павлом Алфеевым), согласно которой Иуда Искариот путём предательства хотел спровоцировать Иисуса, столкнуть Его с врагами и тем самым побудить к активным действиям (альтернативная точка зрения, получившая большую популярность в протестантской библеистике, приписывает разочаровавшемуся Иуде Искариоту желание погубить Иисуса как несостоявшегося политического лидера; по менее известной трактовке Иуда Искариот ожидал неудачного исхода миссии Иисуса и рассчитывал избежать участи Его последователей; в числе возможных мотивов предательства допускали даже зависть Иуды Искариота к другим ученикам). Авторы Евангелий не называют мотивов прямо, хотя Иоанн подчёркивает любовь Иуды Искариота к деньгам (см.: Ин. 12:6).

 



 
PR-CY.ru