ИТИНЕРАРИЙ - Страница 10

После первого Крестового похода (1096–1099 гг.) и образования Иерусалимского королевства паломничества на Святую землю стали более частыми. Составленные в этот период путеводители по святым местам отразили изменившуюся военно-политическую и церковную обстановку на Ближнем Востоке. Исследователям сложно датировать анонимный трактат «О том, как расположен град Иерусалимский» («Qualiter sita est civitas Hierosolymitana»). Раньше считалось, что трактат был написан в конце Х в., но упоминание о мужском бенедиктинском монастыре с церковью св. Марии Латинской к югу от храма Гроба Господня (строительство церкви св. Марии Латинской исследователи связывают с правлением халифа аль-Мустансира; 1036–1094 гг.) свидетельствует в пользу более поздней датировки (около 1095–1105 гг.). По мнению исследователей, при работе над трактатом автор не использовал никаких письменных источников, опираясь только на личные наблюдения (сочинение сохранилось в рукописи XII в.). Около 1137 г. Пётр Диакон, библиотекарь монастыря Монте-Кассино, написал трактат «О святых местах». Автор не бывал в Палестине и, рассказывая о святых местах, основывался на письменных источниках, прежде всего, на одноимённом трактате Беды Достопочтенного и «Итинерарии Эгерии». Последнее обстоятельство исследователи считают особенно важным, т.к. Пётр Диакон, по-видимому, располагал полным списком сочинения Эгерии, часть которого впоследствии была утрачена. В средневековой Западной Европе особой популярностью пользовался трактат, написанный в середине XII в. Рорго Фретеллом, каноником (возможно, архидиаконом) церкви Пресвятой Богородицы в Назарете. Трактат сохранился в двух редакциях (исследователи полагают, что обе авторские): первая редакция, озаглавленная «Описание святых мест» («Descriptio de locis sanctis»; около 1137 г.), имеет посвящение Генриху (Йиндржиху) Здику, епископу Оломоуца (1126–1150 гг.), который посещал Святую землю в 1123 и 1137–1138 гг.; вторая редакция – «О святых местах земли Иерусалимской» («De locis sanctis Terre Jerusalem»; около 1148 г.) посвящена «графу Р.», как полагают исследователи, Раймунду V, графу Тулузскому (1148–1194 гг.). В 1360 гг. XIV в. вторая редакция трактата Рорго Фретелла подверглась переработке в Римской курии и под заглавием «Книга святых мест земли Иерусалимской» («Liber Locorum Sanctorum Terre Jerusalem») стала официальным папским итинерарием по Святой земле. Исследователям известно больше 110 списков сочинения Рорго Фретелла, созданных между XII и XVII вв. Помимо личных впечатлений Рорго Фретелл изложил в трактате сведения, почерпнутые им из Священного Писания, «Книги о расположении и названиях еврейских местностей» Иеронима Стридонского, а также, по мнению исследователей, из небольшого трактата «О расстоянии между местами Святой земли» («Tractatus de distantiis locorum Terrae Sanctae»), автором которого в одной из рукописей назван некий Евгесипп (не известное исследователям лицо, вымышленное, как полагают исследователи; датировка трактата для исследователей затруднительна, скорее всего, как полагают исследователи, он был написан до эпохи Крестовых походов). Описания святынь Иерусалима или всей Палестины нередко включали в исторические сочинения.

 



 
PR-CY.ru