ИТИНЕРАРИЙ - Страница 5

С распространением христианства возникла практика паломничества в Палестину. Так, Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» упоминает поездку Мелитона Сардийского (II в.) в те места, «где Писание было проповедано и исполнено». О посещении Палестины говорил в защитительной речи Пионий (середина III в.). В IV в., после прекращения гонений на христиан в Римской империи, когда императором Константином I Великим и св. равноапостольной Еленой была осуществлена обширная программа по восстановлению и благоустройству мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Его спутников (см. ст. Иерусалим), паломничества на Святую землю принимают массовый характер. Самым ранним примером описания паломнической поездки на Святую землю, которая состоялась, по мнению исследователей, в 333 г., является «Бурдигальский итинератий» («Itinerarium Burdigalense»). В этом небольшом трактате композиционно выделяются три раздела: в первом описан путь из города Бурдигала (ныне Бордо) в Константинополь и далее в Иерусалим (фактически это два отдельных итинерария); во втором разделе дано описание Святой земли; в третьем рассказывается об обратном пути из Иерусалима до Кесарии и затем от Ираклии Понтийской (ныне Эрегли, Турция) до Медиолана. Первый и третий разделы «Бурдигальского итинерария», автор которого, по мнению исследователей, также пользовался данными государственной курьерской службы (cursus publicus), по форме близки к «Итинерарию провинций императора Антонина» и запискам Феофана из Гермополя Великого. Это обстоятельство, а также тот факт, что посещение Иерусалима не было приурочено к Пасхе или к иному празднику, позволили английскому исследователю Б. Солуэю предположить, что автор «Бурдигальского итинерария» поехал в Константинополь по государственному делу и лишь позднее решил воспользоваться случаем и посетить Палестину. Первый и третий разделы «Бурдигальского итинерария» представляют собой перечень географических пунктов с указанием расстояния между ними (на территории Галлии в лигах, дальше в римских милях), в редких случаях внимание обращается на достопримечательности, которые были связаны с политической историей (гробницы Ганнибала и Еврипида, места рождения Аполлония Тианского и Александра Великого) или с библейскими событиями (Тарс, где родился апостол Павел; Сарепта близ Сидона, где пророк Илия укрывался у вдовы). В центральном разделе «Бурдигальского итинерария», в котором описывается Святая земля (Иерусалим с окрестностями, Иерихон, долина реки Иордан и Мёртвое море, Вифлеем, Хеврон и др.), нет указаний на почтовые станции (mansio, mutatio), т.е. паломник, как полагают исследователи, путешествовал по Палестине самостоятельно. В этом разделе рассказ становится более подробным, заметны некоторые стилистические параллели с «Ономастиконом» Евсевия Кесарийского (около 326–331 гг.), однако прямое заимствование исследователи считают маловероятным, т.к. этот трактат был переведён на латынь Иеронимом Стридонским около 390 г., а свидетельств того, что паломник из Бурдигалы знал греческий язык, нет.

 



 
PR-CY.ru