ИТИНЕРАРИЙ - Страница 7

В конце XIX в. эта атрибуция была поставлена под сомнение, но в некоторых новейших исследованиях представлены аргументы в пользу датировки «Письма…» серединой V в. и авторства Евхерия Лугдунского. В этом случае адресата «Письма…» исследователи готовы отождествить с епископом Рейским (Регийским) Фавстом. Исследователи полагают, что автор «Письма…» лично не бывал в Палестине (на это указывает большое число ошибок и сбивчивость изложения) и использовал информацию из письменных источников, гланым образом, из «Книги о расположении и названиях еврейских местностей» Иеронима Стридонского и трактата «Об уничтожении города Иерусалима» Псевдо-Егесиппа (конец IV в.). Помимо достаточно подробного описания Иерусалима и окрестностей в «Письме…» приведены краткие сведения о Вифлееме, Иерихоне, долине Иордана и Хевроне. В первой половине VI в. (возможно, около 530 г.) был создан «Бревиарий об Иерусалиме» («Breviarius de Hiersolyma»). В этом кратком тексте, составленном в форме путеводителя для паломника, описаны Иерусалим и его ближайшие окрестности: базилика Константина, Голгофа, Сион, Гефсимания, Елеонская гора, долина потока Кедрон и др. Большой интерес для исследователей представляет перечисление реликвий, хранившихся в храмах Иерусалима. По мнению исследователей, трактат «О расположении Святой земли» (первая половина VI в.) по форме был ближе к путеводителю, чем к запискам паломника, однако, без сомнения, автор (в некоторых рукописях им назван архидиакон (или диакон) Феодосий (не известное исследователям по другим источникам лицо), вероятно, уроженец Северной Африки, т.к. всех ариан он называл вандалами) лично посещал многие, если не все описанные им места. Он пользовался и письменными источниками, в том числе несохранившимися итинерариями и описаниями святых мест (как полагают исследователи, также картой Святой земли, близкой к сохранившейся мозаичной карте из Мадабы). В трактате Феодосия даётся описание пяти маршрутов из Иерусалима в разные части Палестины: в Иерихон и долину Иордана; в Самарию и к Галилейскому морю; на юго-запад – к Аскалону, Газе и Ветилуе; в Назарет на горе Фавор; на юг – к Мамврийскому дубу и Хеврону (расстояние между пунктами указано в римских милях), рассказывается об Иерусалиме и его окрестностях (также указаны расстояния между памятниками). В заключительной части трактата приведены описания нескольких не связанных друг с другом маршрутов по Ближнему Востоку (по Финикии, Малой Азии, Месопотамии и др.), основанные, как полагают исследователи, на путешествиях Феодосия или на сведениях из известных ему письменных источников. Около 570 г. на Святой земле вместе со спутниками побывал анонимный паломник из Плаценции (современная Пьяченца), написавший после путешествия итинерарий по Святой земле (раньше автора ошибочно называли Антонином из Плаценции, т.к. в начале сочинения он обращался с молитвой к мученику Антонину). Итинерарий известен исследователям в двух редакциях – краткой и пространной, обе редакции сохранили следы позднейшей, неавторской правки.

 



 
PR-CY.ru