ИТИНЕРАРИЙ - Страница 8

Аноним и его спутники из Константинополя (более ранние этапы пути не описаны) морем через Кипр и Сирию прибыли в Палестину. Осмотрев святые места Галилеи, долину Иордана, Иерусалим с окрестностями, Вифлеем и Хеврон, они отправились на Синайский полуостров и в Египет (посетили Александрию и Мемфис). Затем автор, как полагают исследователи, вернулся в Иерусалим, откуда поехал на север: в Сирию (Дамаск, Антиохия) и Северную Месопотамию (Харран). Обратный путь не описан, однако исследователям известно, что итинерарий был составлен им уже после возвращения в Плаценцию (как полагают исследователи, на основе дневниковых записей). Исследователи отмечают, что сочинение отличается богатством деталей. Паломник живо интересовался не только местами, связанными с библейской историей, христианскими реликвиями, особенностями богослужения в тех странах, которые он посетил, но и природными достопримечательностями, обычаями чужеземных народов, экзотическими флорой и фауной. В конце VII в. св. Адамнан (Адомнан), девятый аббат ирландского монастыря Иона (679–704 гг.), написал трактат в трёх книгах «О святых местах». По словам Адамнана, в основе его повествования лежали рассказы некоего галльского епископа Аркульфа, который совершил паломничество в Святую землю (около 680 г.), а затем, возвращаясь домой, потерпел кораблекрушение у северо-западных берегов Британии. Адамнан описывает, как Аркульф посетил Иерусалим (где прожил девять месяцев), другие святыни Палестины (Вифлеем, Хеврон, Иерихон, Галилейское море), затем Дамаск, Тир, Александрию, остров Крит, Константинополь, остров Сицилия и Рим. При работе над сочинением автор пользовался и письменными источниками: «Книгой о расположении и названиях еврейских местностей» Иеронима Стридонского, «Письмом епископа Евхерия пресвитеру Фавсту о расположении Иерусалима», трактатом «Об уничтожении города Иерусалима» Псевдо-Егесиппа, а также Священным Писанием и творениями отцов церкви. Более того, во многих случаях Адамнан приводит, ссылаясь на рассказ Аркульфа, сведения из «Письма епископа Евхерия…». Учитывая ряд противоречий в описании путешествия Аркульфа и отсутствие упоминаний о нём в независимых от Адамнана источниках (исследователям неизвестна даже кафедра, которую занимал Аркульф), некоторые исследователи поставили под сомнение сам факт существования этого епископа. Но даже в этом случае для исследователей очевидно, что аббат монастыря Иона располагал какими-то сравнительно новыми источниками, т.к. в своём сочинении он приводит интересные исследователям, хотя и не вполне достоверные сведения о ситуации в Палестине в первые десятилетия после арабского завоевания. Впервые в текст описания паломничества были включены планы нескольких храмов: комплекса храма Гроба Господня, базилики Святого Сиона, храма Вознесения на Елеонской горе и церкви в Сихеме у колодца Иакова. Свой труд Адамнан задумывал, прежде всего, как пособие для толкования Священного Писания и разрешения «загадок» библейского текста.

 



 
PR-CY.ru