ИТИНЕРАРИЙ - Страница 6

Более богатый материал по исторической топографии Святой земли, истории христианского богослужения и раннего монашества содержится в сочинении Эгерии, путешествовавшей по Ближнему Востоку в конце IV в. (наиболее вероятной исследователи считают дату – 383 г.). «Итинерарий Эгерии» («Itinerarium Egeriae») написан в форме писем, вероятно, к сёстрам по религиозной общине. Текст «Итинерария Эгерии» сохранился не полностью, однако содержание утраченных частей известно исследователям в пересказе средневековых авторов Валерия Бергиденского (вторая половина VII в.) и Петра Диакона из Монте-Кассино (первая половина XII в.). Родину Эгерии исследователи определяют лишь приблизительно – это или Южная Галлия, или Галлеция (ныне Галисия, Северо-Западная Испания). У исследователей нет единого мнения и относительно происхождения Эгерии: по мнению некоторых исследователей, она принадлежала к аристократическому роду, возможно, приходилась родственницей императору Феодосию I Великому (379–395 гг.), уроженцу Испании. Однако более вероятным исследователи считают то, что паломница была незнатного происхождения: она путешествовала не в экипаже, а верхом на осле или пешком, не снимала жильё, а пользовалась гостеприимством монахов и т.д. Кроме того, латынь Эгерии близка к разговорной речи, в сочинении исследователи встречают ошибки, приводятся греческие и сирийские слова в латинской транслитерации. Паломничество Эгерии было весьма продолжительным (исследователи полагают, что она провела на Ближнем Востоке три года), путешественница посетила не только Палестину, но и Египет (Александрию, Фиваиду, Пелусий), Синайский полуостров, Идумею, гору Нево, Эдессу и Харран в Северной Месопотамии, Антиохию, Тарс, Константинополь. Особый интерес для исследователей в «Итинерарии Эгерии» представляет подробное описание богослужений и религиозных церемоний в Иерусалиме, в том числе во время Страстной седмицы и Пасхи. По форме была близка к итинерариям написанная в конце IV в. анонимная «История монахов» – рассказ о поездке по местам аскетических подвигов египетских христианских подвижников. С IV–V вв. создавались своеобразные справочники по Святой земле, служившие и путеводителями для паломников, и пособиями по экзегетике Священного Писания. Примером сочинения такого рода исследователи называют «Ономастикон» (или «О географических названиях в Божественном писании») Евсевия Кесарийского и его латинский перевод «Книга о расположении и названиях еврейских местностей» («Liber de situ et nominibus locorum Hebraicorum»), сделанный в конце IV в. Иеронимом Стридонским. В этих произведениях географические названия были даны по алфавиту и по порядку упоминания в Библии, приводилась некоторая топографическая информация, указывалось расстояние между пунктами. Существовали также описания святых мест, где информация была организована по географическому признаку (например, «Письмо епископа Евхерия пресвитеру Фавсту о расположении Иерусалима», известное по трём рукописям VIII–XIII вв.). Традиционно автора отождествляли с Лугдунским епископом Евхерием (ум. около 450 г.).

 



 
PR-CY.ru