ИТИНЕРАРИЙ - Страница 9

Около 702 – 703 гг. на основе сочинения Адамнана (оно было известно в англосаксонской среде, поскольку около 698 г. автор преподнёс его в дар королю Нортумбрии Альдфриту) Беда Достопочтенный создал свою версию трактата «О святых местах». Беда Достопочтенный существенно сократил сочинение Адамнана и привлёк дополнительный материал из творений Иеронима Стридонского, Псевдо-Егесиппа, а также из «Письма епископа Евхерия…». Позднее фрагменты трактата были включены в «Церковную историю англов». Как и Адамнан, Беда Достопочтенный писал, прежде всего, как полагают исследователи, пособие для правильного понимания и толкования Библии. В 723 г. св. Виллибальд с двумя спутниками отправился из Рима в Палестину через Южную Италию, Сицилию, Малую Азию, Кипр и Сирию. На Святой земле Виллибальд провёл около трёх лет (724–727 гг.). На обратном пути посетил Константинополь, где прожил почти два года (727–729 гг.). На основе рассказов Виллибальда монахиня Хугебурка (или Хунеберка; соотечественница и, возможно, родственница святого) из монастыря Хайденхайм в 778 гг. составила Житие святого, известное также как «Hodoeporicon» (греч. – путевые заметки), где содержатся интересные исследователям сведения о топографии Палестины и положении христиан после арабского завоевания. По мнению исследователей, в раннем Средневековье существовало значительно больше описаний Святой земли, чем известно в настоящее время. Так, сохранился лишь небольшой фрагмент (один лист из испанской рукописи Х в.) от «Описания Святой земли» («Descriptio Terrae Sanctae») некоего пресвитера Иакинфа (Гиацинта), о котором исследователям больше ничего не известно. Сохранившийся фрагмент посвящён Вифлеему и храму Гроба Господня и, судя по всему, написан в середине VIII в. Около 870 г. паломничество на Ближний Восток совершил франкский монах Бернард с двумя спутниками, после возвращения на родину написал «Итинерарий» («Itinerarium»). Сведений о Бернарде сохранилось мало, на основании того, что в заключительной части своего сочинения он упоминает о бретонцах, предполагают, что он жил на западе Франции. Бернарду был известен трактат «О святых местах» Беды Достопочтенного, однако в «Итинерарии» он основывался, главным образом, на собственных впечатлениях, а также на рассказах встречавшихся ему людей. Из Рима Бернард и его спутники проследовали по Южную Италии до Таранто (начало путешествия не описано), а оттуда морем – в Александрию (Бернард одним из первых упомянул о краже венецианскими купцами мощей апостола Марка из Александрии). Затем через Вавилон Египетский, Пелусий и Газу паломники прибыли в Иерусалим. В Палестине помимо Иерусалима и его окрестностей Бернард и его спутники посетили Вифлеем и долину реки Иордан. Исследователи отмечают, что описания святых мест в «Итинерарии» монаха Бернарда краткие, но содержат ряд примечательных деталей (например, одно из наиболее ранних упоминаний о сошествии благодатного огня). Интерес для исследователей представляют также рассказы о таможне в Египте, практике обмена денег и т.д.

 



 
PR-CY.ru