ИСКУШЕНИЕ - Страница 6

Искушение Бога человеком однозначно осуждается Священным Писанием как тяжёлый грех. Большее число упоминаний искушений людьми Бога содержится в текстах, описывающих исход евреев из Египта и в особенности в псалмах в контексте воспоминания этой истории. Впервые об искушении Бога Израилем говорится в книге «Исход» – томимые жаждой люди ропщут: «Есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх. 17:7). При такой постановке вопроса ответ на него прямо зависит от того, явит Бог чудо или нет. Если Бог не напоит людей в пустыне, они готовы отвергнуть Его. Этот вызов Богу Моисей и называет искушением: «Что искушаете Господа?» (Исх. 17:2). Искушение Бога – это следствие маловерия и попытка ещё и ещё удостовериться в Его силе. Псалмы так же интерпретируют требование хлеба (Исх. 16) и мяса (Числ. 11) в пустыне как дерзкое искушение Бога: «Искушали Бога в сердце своём, требуя пищи по душе своей…» (Пс. 77:18; ср.: 94:8–9; 105:14). Череда подобных искушений завершается тем, что Бог не допускает избранный народ в землю обетованную: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их» (Числ. 14:22–23). Моисей предупреждает: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор. 6:16). В контексте всего отрывка Втор. 6:10–19 под искушением Бога здесь подразумевается всё то, от чего Он предостерегает: забвение Его благодеяний во время благоденствия, уклонение в многобожие, нарушение заповедей. Именно в этом упрекает народ Божий псалмопевец: испытывавшие Бога забыли Его силу и все чудеса, которые Он явил ради них (Пс. 77:11–16), потеряли веру в Него и упование на Него (Пс. 77:22); вместо этого они ропщут и требуют (Пс. 77:18–19), нарушают Его заповеди (Пс. 77:56) и поклоняются чужим богам (Пс. 77:58). Последствие искушения Бога – гнев Божий: «Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля» (Пс. 77:59). Иудифь упрекает старейшин осаждённого города Ветилуя в том, что они с клятвой поставили своеобразный ультиматум Богу: либо Он им помогает в противостоянии врагам, либо они сдают город (Иф. 8:11). Таким образом старейшины искушают Бога. Они навязывают Богу свою волю (Иф. 8:12). Не случайно в «Книге премудрости Соломона» говорится, что «испытание силы Его обличит безумных» (Прем. 1:2–3).

 



 
PR-CY.ru