ИСКУШЕНИЕ - Страница 5

Вместе с тем Бог не оставляет человека в искушении. Для верных чад искушение – это воспитательная мера, а не кара (Прем. 11:10–11), поэтому Бог находится рядом: «Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него» (Сир. 2:6). Праведника в искушении утешает надежда: «Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» (Сир. 2:10). Таким образом, искушение рассматривается как достояние верных чад Божьих, а не нечестивцев и сближается с греческим понятием, в контексте которого искушение перестаёт восприниматься как опасность, которую человек может не преодолеть, что позволяет псалмопевцу обратить к Богу дерзновенное прошение: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё, ибо милость Твоя пред моими очами...» (Пс. 25:2–3). Ветхий Завет показывает, как Бог испытывал народ израильский. В истории исхода евреев из Египта, их странствий по пустыне и завоевания земли обетованной (Исх. 15:25; 16:4; 20:20; Втор. 8:2, 16; 13:3; 33:8; др.) многие по человеческим меркам непреодолимые трудности, с которыми они столкнулись на этом пути, представлены как искушение: «...Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его или нет» (Втор. 8:2). В пустыне народ оказался полностью зависим от Бога и Его чудес, поэтому трудности в пути часто вызывали ропот на Бога. В Мерре через три дня после перехода по морскому дну народ требует от Моисея, а, в конечном счёте, от Бога, пригодной для питья воды (Исх. 15:24). Господь творит чудо и здесь, в Мерре, даёт Израилю заповедь: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь Бог твой, целитель твой» (Исх. 15:26). В целом заповеди, данные Богом Израилю, могут рассматриваться как испытание верности Богу, поскольку их соблюдением определяется степень доверия Богу и повиновения Ему. Израилю предлагается выбор между соблюдением и несоблюдением заповедей Божьих: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 30:15 слл.). Разнообразные испытания веры сопровождали израильский народ при вступлении в землю обетованную. Одно из них – искушение лжепророками. Господь предупреждает, что в Израиле могут появиться лжепророки, которые будут творить чудеса и увлекать в многобожие: «...Не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа» (Втор. 13:3).

 



 
PR-CY.ru