ИСКУШЕНИЕ - Страница 3

Искушение может исходить непосредственно от Бога. В таких случаях на первый план выходит первоначальное значение еврейского глагола, который имеет основное значение «испытывать, проверять». Испытание, исходящее от Бога, – это благо, потому что Бог посылает его исключительно с целью воспитания и духовного возрастания человека. Испытывая веру Своего избранника Авраама (Быт. 22:1–18), Бог повелевает ему принести в жертву сына – наследника обетований: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт. 22:2). Это повеление, с одной стороны, заставляет Авраама выбирать между покорностью воле Божьей и родительской любовью, с другой стороны, как бы ставит под сомнение данные Богом ранее обетования, которые должны были исполниться через Исаака (Быт. 17:19). Авраам повиновался, в указанном месте возложил на жертвенник сына и был готов заколоть его, но в последний момент Ангел Господень останавливает его, вместо Исаака приносится в жертву овен (Быт. 22:10–13). Бог испытывает верность Авраама, поэтому, когда тот выдерживает испытание, говорит ему: «...Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12). История искушения Авраама символична. Подобно Аврааму, народ израильский имеет обетования Божьи, однако неоднократно Бог, как кажется, отказывается от Своих обетов, испытывая Свой народ. В сложных исторических обстоятельствах Израиль должен был видеть Промысл Божий и сохранять верность Богу. В книге «Иудифь» угроза Ветилуе расценивается как божественное искушение, которое уподобляется искушению Авраама, Исаака и Иакова (Иф. 8:25–27). То, что Бог испытывал патриархов и теперь испытывает жителей Ветилуи, не случайность, у Бога есть цель испытать их сердца и привести к мудрости: «Как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему» (Иф. 8:27). Неоднократно Священное Писание напоминает о добродетелях патриархов еврейского народа как образцах для подражания. Неизменно в таких случаях упоминается верность Богу Авраама (Сир. 44:19–24; 1 Макк. 2:52; 4 Макк. 16:20; др.). В Ветхом Завете присутствовало сознание того, что беды и несчастья постигают человека вследствие греха и, в конечном счёте, человек волен выбирать между благополучием и страданием (см., например: Втор. 30:15–18). Такое понимание вполне соответствовало ветхозаветному представлению о справедливости Бога. Однако в ряде случаев проявление воли Божьей в отношении людей оказывается видимо не связанным с их конкретными поступками (см., например: Иов 2:3). Бог проявляет Себя как властитель, Который волен посылать как благо, так и зло людям: «Видите ныне, видите, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39; ср. также: Ис. 45:6–7; Ам. 3:6; Еккл. 7:14; Плач 3:38). Кроме того, явные грешники не несут немедленного наказания; пророко Иеремия вопрошает Бога: «Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер. 12:1). Напротив, праведник часто оказывается в угнетённом положении («Господи! как умножились враги мои!» – Пс. 3:2). Теме страданий праведника посвящена Книга Иова. Иов – пример страждущего праведника в Ветхом Завете: он лишён имущества, семьи, поражён проказой. Его испытание исходит от Бога, а сатана выступает как орудие искушения, все его действия против Иова попускаются Богом (Иов. 1:12; 2:6).

 



 
PR-CY.ru