ИСКУШЕНИЕ - Страница 7

Для передачи понятия «искушение» (вслед за Септуагинтой) в Новом Завете используются слова, образованные от греческой основы. Как и в Ветхом Завете, в Новом Завете слова, связанные с понятием «искушение», употребляются как в специально религиозном, так и в нейтральном значении (Евр. 11:29, 36; Деян. 9:26; 16:7; 24:6). Рассказ об искушении Христа дьяволом содержится в синоптических Евангелиях (Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–13); упоминается в Послании к Евреям (Евр. 2:18; 4:15). Искушение и сорокадневное пощение Иисуса Христа предшествует началу Его служения. Местом искушения евангелисты называют пустыню (в христианской традиции считается, что это – бесплодная местность в нескольких километрах к северо-западу от Иерихона). Христос удаляется в пустыню «немедленно» после крещения (Мк. 1:12). В пустыню Его возводит Святой Дух (Мф. 4:1; Лк. 4:1). Искуситель у синоптиков называется различно: сатана (Мк. 1:13; Лк. 4:8), искуситель (Мф. 4:3) и дьявол (Мф. 4:1; Лк. 4:3; и др.). Согласно Евангелию от Матфея, пост предшествовал череде искушений (Мф. 4:2), в Евангелии от Луки говорится, что «сорок дней Он был искушаем от дьявола» (Лк. 4:2), а в Евангелии от Марка не упоминается о посте, отмечается лишь факт сорокадневного искушения (искушение в течение сорока дней позволило толкователям сопоставлять его с сорока годами искушения народа израильского в Синайской пустыне – Исх. 16:35; Числ. 14:33–34; Втор. 8:2; Деян. 7:42). Искуситель делает Христу три предложения, от которых Тот решительно отказывается. Два из них начинаются с условия: «Если Ты – Сын Божий...» (Мф. 4:3, 6; Лк. 4:3, 9). Эти слова искусителя очевидным образом связывают искушения Христа в пустыне с Его крещением, а именно с провозглашением Его Сыном Божьим: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17; ср.: Мк. 1:11; Лк. 3:22). Слова дьявола имеют двойной смысл: если он не знал, Кого искушает, тогда вопрос прочитывается так: «Правда ли то, что ты – Сын Божий?»; если же знал, тогда в его словах звучит дерзкий вызов: «Докажи, что ты – Сын Божий!». Через сорок дней поста Иисус Христос взалкал (Мф. 4:2). Искуситель приступает к Нему и предлагает сотворить чудо: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3; ср.: Лк. 4:3). Христос отвечает словами Второзакония: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф. 4:4; ср.: Втор. 8:3). После этого дьявол ставит Иисуса на край крыши Иерусалимского храма и предлагает броситься вниз, чтобы испытать верность пророчества, которое гласит, что Мессию сохранит Бог (Мф. 4:5–6; ср.: Лк. 4:9–11; Пс. 90:11–12). Христос вновь цитирует Второзаконие: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7; Лк. 4:12; ср.: Втор. 6:16). Наконец, дьявол показывает Христу «все царства мира» и предлагает сделку: «Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9), на что Христос резко отвечает: «Отойди (букв. «иди прочь!») от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Мф. 4:10; Лк. 4:8; ср.: Втор. 6:13). Дьявол не мог искусить Христа как простого человека, поскольку Христос был безгрешен и не имел ни опыта греха, к которому мог бы апеллировать дьявол, ни влечения ко греху – в этом отношении искушения Христа уникальны. Искушения касались характера служения Сына Божия. Даже испытывая сильный голод, Христос отказывается удовлетворять Свои потребности с помощью чуда.

 



 
PR-CY.ru