ИСКУШЕНИЕ - Страница 4

Реакция Иова вполне оправдывает слова, сказанные Богом о нём: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:8; 2:3). «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» – произносит Иов, услышав о том, что погибли все его дети (Иов. 1:21). Жена Иова, видя его страдания, предлагает: «Похули Бога и умри» (Иов. 2:9), на что Иов отвечает: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10). В последующих главах «Книги Иова» проявляется острое противоречие между праведностью Бога и по видимости Его несправедливым судом в отношении Иова, которое пытаются разрешить его друзья (спору Иова с друзьями посвящена большая часть книги). Иов не сомневается в справедливости Бога, однако вместе с тем он не соглашается признать за собой грехи, которые могли бы оправдать всё с ним случившееся («Крепко держал я правду мою и не опущу её; не укорит меня сердце моё во все дни мои» – Иов. 27:6). Иов объявляет, что желает судиться с Богом: «Вот моё желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов. 31:35), и Бог в грозном явлении предоставляет ему такую возможность. Бог задаёт Иову ряд вопросов о величии и непостижимости тварного мира, которые показывают величие и мудрость Творца (главы 38–41). В итоге Иов признаёт за Богом абсолютное самовластие, которое не зависит от человеческих понятий о справедливости: «Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено...» (Иов. 42:2). Таким образом, вопрос о справедливости страданий праведника в том виде, в каком он обсуждался Иовом и его друзьями, по существу, остался без ответа. Для Иова достаточным ответом на его вопрошания оказалось видение Бога: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя, поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5–6). Бог признаёт Иова выдержавшим искушение и возвращает ему утраченное (Иов. 42:10–17). В основании осмысления искушения праведника в Ветхом Завете лежит чувство глубокого смирения перед Богом и покорности Его воле: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1). Искушение – это Божье «посещение» (Сир. 2:2), которого не нужно избегать, но напротив, нужно принимать охотно (Сир. 2:4), потому что через опыт испытаний постигается Премудрость: «...Сначала она пойдёт с ним (с тем, кто ей вверится) путями извилистыми, наведёт на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами» (Сир. 4:18–19).

 



 
PR-CY.ru