ИСАИЯ - Страница 8

В XVII – начале XX вв. были широко распространены иконы Божьей Матери с Младенцем и с предстоящими Ростовскими святителями Леонтием, Исаией, Игнатием. Это был новый по сравнению с появившимся во второй половине XV в. тип иконографии первых Ростовских святителей, где они обычно показаны благословляющими, левая рука обращена в молении к Пресвятой Богородице. На подобных иконах Богоматерь стоит слева, близко к святителям, склонив к ним голову, лик Младенца и Его благословляющая десница также обращены к предстоящим. Исаия писался в середине группы, за святителем Леонтием, иногда последним, за святителями Леонтием и Игнатием. Большинство известных икон-пядниц и прорисей этого типа исследователи датируют в пределах XVII – начала XVIII вв. (Исторический музей; музей Андрея Рублёва; музей-заповедник «Ростовский кремль»; Русский музей – 1628 г., икона принадлежала Ивану Максимовичу Строганову; Архангельский областной краеведческий музей – из ризницы Соловецкого монастыря; частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке»). Существовали иконографические варианты такого извода – с расширенной группой святых (стоящих или припадающих), по-разному изображалась Богородица: «Молебная» («Моление о народе») икона Божьей Матери с Ростовскими святыми (конец XVI – начало XVII вв., из собрания Сергея Григорьевича Строганова, Русский музей; Исаия – в коленопреклонённом молении); «Молебная» икона Божьей Матери – «в молении Ростовских чудотворцев» (XVII в., музей истории религии); «Молебная» икона Божьей Матери с припадающими Ростовскими и избранными чудотворцами (конец XVII в., музей-заповедник «Ростовский кремль»); икона Божьей Матери с Младенцем, с предстоящими Ростовскими святителями и с Афанасием Александрийским (вторая половина XVIII в., музей-заповедник «Ростовский кремль») в надписи названа Ростовской) и др. С иконой подобной иконографии жители Ростова встречали в 1613 г. избранного на царство Михаила Фёдоровича Романова, ехавшего из Костромы в Москву. Аналогичный образ получил в благословение из рук архиепископа Тихона (впоследствии Патриарх Московский и всея России) император Николай II, посетивший Ростов во время поездки по древнерусским городам и вотчинным землям бояр Романовых 15–27 мая 1913 г. В XVII в. появились иконы «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божьей Матери» (чудотворный образ находился в Успенском соборе Ростова), как, например, образ второй половины XVII в. из собрания Андрея Александровича Титова (музей-заповедник «Ростовский кремль»). На иконе «Ростовские чудотворцы» второй половины XVIII в. (Русский музей) Исаия – крайний слева в первом ряду, вполоборота вправо, с седой бородой, левая рука на груди, правая раскрыта ладонью. Подобные изводы иконографии известны и в гравюре: например, на листе 1809 г. из собрания Дмитрия Александровича Ровинского фигуры святителей Леонтия и Исаии занимают центральное место в композиции. На иконе избранных святых перед Владимирской иконой Божьей Матери (первая четверть XIX в., музей-заповедник «Ростовский кремль») у Исаии длинная борода с проседью, внизу более узкая и раздвоенная. Судя по надписи на Владимирской иконе Божьей Матери с избранными святыми на полях (1855 г., музей-заповедник «Ростовский кремль»), исследователи полагают, что создание этого образа было значимым для жителей Ростова.

 



 
PR-CY.ru