ИСАИЯ - Страница 10

Образ 1838 г. представляет Исаию крайним справа в первом ряду, с седоватой бородой; на иконе конца XIX – начала XX вв. он второй справа, длинная борода святителя с проседью, в конце разделена на две части. Его образ включён также в иконные композиции Собора Ростовских чудотворцев XIX в. (музей истории религий), начала XX в. (Минея). На иконе «Ростовские чудотворцы» иконописца Василия Павловича Гурьянова (1902 г., музей-заповедник «Ростовский кремль») образ Исаии помещён слева от Леонтия. Исаия вместе со святителями Никитой Новгородским и Арсением Тверским был написан над северными дверями в иконостасе придела во имя князя Александра Невского храма Христа Спасителя (1870 гг.). Большая икона Ростовских и избранных чудотворцев начала XX в. из часовни Обретения главы Иоанна Предтечи в Елеонском Вознесенском русском монастыре в Иерусалиме, согласно надписи на обороте, пожертвована 24 июня 1909 г. «потомственной почётной гражданкой» Александры Фёдоровны Мальгиной (Жуковой) из Ростова (Исаия – второй справа в первом ряду). Исследователи находят необычной полуфигуру Исаии в клейме на большом кресте-мощевике конца XVIII в. из Богородице-Игрицкого монастыря (Богоявленский собор Анастасиина монастыря в Костроме) – голова святого не покрыта. Ростовские святители нередко писались в качестве избранных святых на полях икон, в частности, в палехском изводе «Шестоднев» («Неделя всех святых»), как на иконах первой половины XIX в. (Русский музей, музей Андрея Рублёва). В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пустыни, изображения Исаии входят в состав группы святителей (между святителями Леонтием и Иаковом): на иконе конца XVIII – начала XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии (Русский музей), на образе первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея). Святой написан также на иконах российских чудотворцев начала XIX в. из Черновицкой области (Киево-Печерский историко-культурный заповедник; исследователи считают облачение необычным – архиерейская мантия и омофор), середины – второй половины XIX в. (Третьяковская галерея). В одном из нижних клейм иконы «Собор русских святителей» 1860 гг. (собор во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге) Исаия представлен вместе со святителями Игнатием и Иаковом. Как постриженик Киево-Печерского монастыря, Исаия изображался в киевских произведениях живописи и графики, в частности, на ксилографии 1656 г. мастера монаха Илии из первого издания «Киево-Печерского патерика» (Киев, 1661 г. ). В верхней половине листа – фигура Исаии в архиерейском облачении (фелонь, омофор, палица) и высокой митре, волосы длинные, до плеч, борода короткая, на конце раздвоенная. В левой руке святитель держит мешочек, правой раздает монеты вдовицам и убогим, изображенным у ног Исаии; вверху надпись. В нижней части листа в картуше представлено погребение Исаии с надписью; внизу подпись гравёра, дата и вирши. Эти сюжеты повторяются на гравюре Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 г.

 



 
PR-CY.ru