ИСАИЯ - Страница 9

Икона была выполнена ростовским иконописцем Алексеем Фёдоровичем Крыловым по заказу Ростовского градского общества для 128-й Ростовской дружины Ярославского ополчения, участвовавшей в Крымской войне (впоследствии образ был поставлен в Успенском соборе Ростова). На полях иконы в овальных медальонах представлены поясные изображения русских святых, преимущественно Ростовских, Исаия – третий сверху на левом поле. Икона «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645 г., с дополнениями XVIII и XIX вв., музей-заповедник «Ростовский кремль»), согласно подписи на нижнем поле, была создана при Ростовском митрополите Варлааме и по его благословению поставлена «над вратами града» (очевидно, в башне над воротами Петровского въезда земляной крепости), а в 1743 г. по благословению митрополита Арсения (Мацеевича) перенесена в ростовскую церковь Всех святых (по мнению исследователей, тогда на иконе были дописаны во втором ряду Ростовские чудотворцы). На иконе «Избранные святые» второй пол. XVII в. из церкви села Демьяны Ростовского района Ярославской области (Сергиево-Посадский историко-архитектурный художественный музей-заповедник) в первом ряду слева от Николая Чудотворца изображены Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, справа – Московские святители, во втором ряду – другие Ростовские и Московские чудотворцы. Изображения Исаии достаточно рано стали включать в состав минейных циклов на май, как правило вместе с Пахомием Великим, Евфросином Псковским, царевичем Димитрием Угличским под 15 мая. Образ Исаии есть, например, на иконе последней четверти XVI в. (дар императора Николая II, Русский музей), на вологодской иконе конца XVI в. (происходит из церкви преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, Вологодский историко-архивный художественный музей-заповедник), на образе «Святцы на май и июнь» XVII в. со старообрядческими поновлениями первой четверти XIX в. (Русский музей). Позднее образ Исаии появился на палехской или вязниковской иконе первой половины XIX в. предположительно письма Терентия Ивановича Гагаева (до 2007 г. комплект минейных икон находился в собрании Александра Давидовича Глезера в Германии, затем – в собрании Михаиле Евгеньевича де Буара (Елизаветина), а также на эмалевых иконах первой половины XIX в. (музей истории религий; Исаия с архиерейским жезлом в руке) и второй половины XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии; Исаия в митре, имя не подписано). Образцами для подобных икон часто служили гравированные святцы, например, 1722 г. Григория Павловича Тепчегорского и 1730 г. И.К. Любецкого (раскрашенные экземпляры второй четверти, середины – второй половины XVIII в. в Российской государственной библиотеке). В иконописи XVIII – начала XX вв. сохранялись древние традиции иконографии Исаии. Например, в верхней части иконы «Воскресение Христово – Сошествие во ад» (1729 г., музей-заповедник «Ростовский кремль») в молитвенном обращении к Святой Троице (новозаветной) написаны избранные святые; среди Ростовских чудотворцев есть Исаия. На двух иконах «Собор Ростовских святых» из церкви Толгской иконы Божьей Матери в Ростове изображены все (в том числе местночтимые) Ростовские святители.

 



 
PR-CY.ru