ИСТИНА - Страница 98

Объемлющее, по К. Ясперсу, как не имеющее субъектно-объектного характера, само по себе трудно определимо. Косвенным образом оно выразимо через два аспекта его бытия: 1) объемлющее в качестве «в-себе-бытия» (Аnsichsein), которое объемлет нас – это мир и трансценденция (Transzendenz); 2) объемлющее, которое «суть мы сами», которое включает способы бытия: существование, или наличное бытие (Dasein), сознание (Bewußtsein), дух (Geist), экзистенцию (Existenz). Наряду с выделением этих способов бытия как вертикальной структуры, объемлющее предполагает их исследование с точки зрения предметного и непредметного, имманентного и трансцендентного, т.е. как горизонтальной структуры. Несмотря на многообразие способов бытия и соответственно – множество истин, вся проблематика К. Ясперса, как у И. Канта, сводима к трём большим темам: мир, человек, Бог. В понимании объемлющего как мира К. Ясперс руководствуется разделением И. Канта на «вещи для нас» и «вещи в себе»; «вещи» в мире, согласно К. Ясперсу, познаваемы в представлениях и сознании, но непознаваем мир как целое. Познающее сознание, направленное на исследование мира и самого себя (самосознание), имеет ограниченный, предметный и субъектно-объектный характер и представляет рационально-логическую область, в которой истинность и принудительная достоверность «достигаются общепринятым и обоснованным мышлением по законам формальной логики». К. Ясперс склонялся к феноменологической трактовке сознания: оно выступает коррелятом объектного бытия, а объектное бытие – коррелят сознания. Субъектно-объектная структура сознания, главной задачей которой является ориентирование в мире, соотносится с субъектно-объектным и предметным характером познаваемых «вещей»; соответственно истина наук о мире (и человеке как предмете науки) имеют объективный и предметный характер; вместе с тем научные истины относительны, поскольку мир в целом и человек сознанием непознаваемы. В учение о человеке центральная тема – экзистенция в её отношении к трансценденции. В описании экзистенции К. Ясперс исходил из её связи с сознанием и принципиальной противоположности сознанию. В экзистенции противоположности субъекта и объекта снимаются, в отличие от сознания, она индивидуальна, свободна, конечна, обнаруживает себя в «пограничных ситуациях», она есть «место» чтения шифров трансценденции и возможность экзистенциальной истины. Сознание может быть научным и может изучаться научными методами, тогда как экзистенция «никогда не становится объектом» научного или философского исследования, «даже экзистенциальное высветление не познает экзистенции, а лишь апеллирует к её возможностям». Желая избежать понимания экзистенции как феномена бессознательного или сугубо психологического переживания, К. Ясперс отмечал, что «экзистенция высветляется посредством разума». В поздних сочинениях К. Ясперса тема разума приобретает большое значение. В лекциях под названием «Философская вера» он писал, что «разум запрещает останавливаться на каком-либо смысле истины, который не включает в себя всю истину»; разум как объемлющее, которое суть мы сами – «орудие экзистенции», вместе с тем он – «связь всех модусов объемлющего».

 



 
PR-CY.ru