ИСТИНА - Страница 96

В подлинном понимании бытия и истины, по М. Хайдеггеру, нет места ни субъективизму, ни объективизму; «бытие-в-мире» – это дологический феномен, в котором жизнь человека в мире и его познание едины. К основным конститутивным характеристикам Dasein как пребывающего в мире своей «повседневности» и «заботы» относится «открытость», позволяющая «открывать» сущее в познании присущими Dasein способами, к которым М. Хайдеггер относил «расположенность», «понимание» и объединяющий их язык. Эти способы познания в их отношении к «временности» экзистенциальной структуры Dasein представляют собой необходимую предпосылку понимания бытия сущего как сокрытости и несокрытости и отвечают на вопрос об истине и месте истины. Открытость Dasein – необходимое условие истины. М. Хайдеггер в «Бытии и времени», ещё разделяя принципы трансцендентальной философии, писал: «Всякое открывание бытия как transcendens (трансценденция) есть трансцендентальное познание. Феноменологическая истина (открытость бытия) есть veritas transcendentalis (истина трансцендентальная)». Специально проблему истины М. Хайдеггер обсуждал в §44 «Бытия и времени», озаглавленном «Dasein, открытость и истина». Основные аспекты хайдеггеровского понимания истины выражены в следующих положениях: 1) традиционная концепция истины, опирающаяся на понимание сущности истины как согласованности (или соответствия) суждения со своим предметом, ошибочна, поскольку невозможно привести к общему знаменателю идеальное содержание суждения с реальной вещью; ошибочным является и представление, что высказывание (суждение) есть «место» истины, «наоборот, высказывание как модус усвоения и способ бытия-в-мире коренится в раскрытии и соответственно в открытости Dasein»; 2) бытие истины и истинности «возможно только на основе «бытия-в-мире»; 3) «экзистенциально-онтологические основания самого раскрытия впервые показывают изначальный феномен истины»: в первом случае, истинным является раскрывающее Dasein, которое существует в истине; во втором случае – «раскрытие» истины (например, внутримирового сущего) есть бытийный способ «бытия-в-мире»; 4) «экзистенциально-онтологическое условие того, что бытие-в-мире определяется «истиной» и «неистиной» лежит в бытийной конституции Dasein, которую мы обозначили как наброшенный проект» (; 5) к истине или открытости Dasein «принадлежит речь». После «поворота» в творчестве М. Хайдеггера вместе со смещением акцентов в понимании бытия претерпевает изменение и концепция истины. В докладе «О сущности истины» («Vom Wesen der Wahrheit»), прочитанном в 1930 г. и изданном в 1943 г., к относительно новым аспектам истины относятся: 1) феноменологическое понимание положений «сущность истины есть свобода» и «свобода есть сущность самой истины»; 2) истолкование свободы как попускающей «бытие сущего»; 3) истолкование человека как определяемого «способом эк-зистенции» и в своей свободе и историчности допускающего понимание сущего не таким, каково «оно есть», вследствие чего обнаруживается сущностная взаимосвязь истины и неистины, возможность блужданий человека и заблуждений.

 



 
PR-CY.ru