ИСТИНА - Страница 92

Критика традиционного понимания истины у Ф. Ницше строилась на основе создаваемой им философии истории, метафизическим фундаментом которой были учения о жизни, становлении, вечном возвращении, ценностях, воле и вере, сверхчеловеке и культуре. Ф. Ницше придерживался убеждения, что сначала истины религии, а затем неуклонно вытесняющая и подменяющая религию философия со своими «метафизическими истинами» стали путеводными звёздами и определили направление и кризис человечества. Несмотря на то что Ф. Ницше был знатоком философии и её тонким критиком, его историко-философское исследование истины имело ограниченный характер; отмечая теологическое происхождение истины философии и её скрытую связь с учением о Боге и религиозным мировоззрением, Ф. Ницше отвергал Бога, и вся теологическая проблематика истины оказалась для него чуждой. Упрёки Ф. Ницше в адрес философии, которая ему представлялась «выведением условного из безусловного» и «теодицеей», оборачивались обвинениями новоевропейской философии в подготовке условий для наступления эпохи нигилизма. Для развенчания традиционного философского понимания истины Ф. Ницше использовал богатую и разнообразную аргументацию, которая одновременно должна была служить обоснованием правильности его собственного толкования истины. Полагая, что понимание истины в античной философии тесно связано с проблемой бытия, Ф. Ницше утверждал, что ошибочное истолкование «истинно сущего бытия» как идеи и истины обнаруживает себя уже в учениях Сократа и Платона и становится причиной имеющего исторические последствия метафизического разделения мира на «истинный мир» и «кажущийся мир», «небесный» и «земной», а также их противопоставления не только в плоскости онтологии, но и в области морали с её ценностными категориями блага и зла. Другой аргумент Ф. Ницше усматривал в том, что понятие «бытия», выступающее в античной философии в качестве онтологического основания жизни, было образовано в результате «обобщения» жизни, логической операции, превратившей жизнь, понимаемую им как «вечное становление», в призрачное и неизменное само по себе («мёртвое») бытие. Из этого, по мнению Ф. Ницше, следует, что классическое определение истины, опираясь на представления о неизменности бытия, всегда рассматривает жизнь как «ставшее», а истину – как отражение существующего. По словам Ф. Ницше, «истина не есть нечто, что существует и что надо найти и открыть, но нечто, что надо создать и что служит для обозначения некоторого процесса, еще более некоторой воли к преодолению, которая сама по себе не имеет конца: вкладывание истины, как processus in infinitum, как активное определение, – не осознание чего-либо, что само по себе твёрдо и определённо. Это есть слово для выражения воли к власти». Дологическая (или «инстинктивная») интерпретация жизни как «становления» и её логическое обобщение в качестве «бытия» ставят вопрос о значении логики в понимании истины. Ф. Ницше считал, что традиционное представление об истине в значительной степени обусловлено, а тем самым и ограничено логико-рациональными процедурами мышления и сознания, придающими истине необходимый характер.

 



 
PR-CY.ru