ИСТИНА - Страница 97

В поздней философии М. Хайдеггера, устанавливающей тесную связь между бытием и языком и понимающей язык как «высветляюще-скрывающее обнаружение (lichtend-verbergende) самого бытия», корректируется и трактовка истины: «Язык – это дом бытия, живя в котором человек эк-зистирует, поскольку он, оберегая истину бытия, принадлежит ей». В своей историко-философской концепции истиын, представленной в многочисленных сочинениях, М. Хайдеггер, подобно Ф. Ницше, истоки философии, обретение и утрату её подлинного пути видел в Античности. Досократиками, по мнению М. Хайдеггера, бытие и истина понимались как «несокрытое» (Unverborgene). У Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Протагора, как считает М. Хайдеггер, бытие и истина равнозначны, но эта равнозначность не означала тождества бытия и мышления, принципа, окончательно оформившегося в новоевропейской философии. Однако развитие греческой философии, по мнению М. Хайдеггера, привело к потере несокрытого. Иистина, понимаемая греками как несокрытое, становится у Платона жертвой умо-зрительной конструкции; подпадает под иго идеи (трактуемой М. Хайдеггером как «вид» и «видение» одновременно), и «впредь сущность истины раскрывается не как сущность несокрытого из собственной полноты сущности, а перемещается в сущность идеи». Эта перемена сущности идеи как изменение «места истины», согласно М. Хайдеггеру, ведёт к двойственному пониманию истины. «Как несокрытость она всё ещё главная черта самого сущего. Однако как правильность взгляда (Bliken) она становится отличительной чертой человеческого отношения к сущему». С Платона, считает М. Хайдеггер, начинается философия, которая мыслит бытие посредством идей, а истину понимает как соответствие мышления бытию. В философии Аристотеля, отмечал М. Хайдеггер, вновь даёт о себе знать двойственное понимание истины; вместе с тем ему как создателю логики ошибочно приписывают тезис о суждении как «месте истины». У Фомы Аквинского определяющим для традиционного понимания истины становится её внутренняя связь с теологией. Новоевропейская философия, по мнению М. Хайдеггера, начиная с эпохи Возрождения, в своей рационалистической убеждённости проникнута духом индивидуализма и субъективизма, таким остаётся и её понимание истины. Создатель ещё одной версии экзистенциальной философии, К. Ясперс (1883–1969 гг.), в учении об истине исходил из ряда основоположений, которые подробно разрабатывал в двух сочинениях: «Философия» («Philosophie»; в трёх томах) и «Об истине» («Von der Wahrheit»), а также в некоторых других работах. Проблема «забвения» или «отсутствия бытия», волновавшая М. Хайдеггера, приобретает у К. Ясперса другой характер: согласно его учению, единое и цельное бытие, о котором говорит традиционная онтология, вообще не существует, следует говорить о разорванности типов бытия, которые коррелируют со способами бытия человеческого существования. Сначала в работе «Разум и экзистенция» («Vernuft und Existenz»), а затем в трактате «Об истине» К. Ясперс разрабатывает концепцию «объемлющего» (Umgreifende), которая должна была связать воедино его предшествующие философские построения: учение о мире и ориентировке в мире, о многослойной структуре человеческого бытия и трансценденции, а также раскрыть подлинный смысл «категорий, методов и наук в их перспективе».

 



 
PR-CY.ru