ИСТИНА - Страница 91

Здесь обнаруживается вера как отношение индивида к Богу. «Страстную заинтересованность» веры в истину С. Кьеркегор описывает в терминах религиозной философии как «парадокс» времени и вечности, ничто («ужаса небытия») и становления, свободы и необходимости, радости (любви) и страдания. Рассуждая о традиционном понимании истины, которое предполагает «согласие мышления с бытием, или же... согласие бытия с мышлением», С. Кьеркегор критикует положенную в основание этих определений неявную предпосылку: «термин «бытие» в упомянутых определениях истины выступает «как абстрактное отражение, или же абстрактный прототип того, чем бытие in concreto является как бытие эмпирическое», из чего следует, что эти определения истины являются всего лишь тавтологиями. Полагая, что согласие между мышлением и бытием является истиной только для Бога, но не для человека, С. Кьеркегор писал, что «вопрошает об истине как раз экзистирующий дух,  – вопрошает, вероятно, потому, что хочет существовать в ней, – однако в любом случае сам вопрошающий сознаёт, что является экзистирующим отдельным человеком». Различая две формы рефлексии: объективную, которая отвлекается от субъекта и становится основанием для естественных и исторических наук, и субъективную, предполагающую отказ от всего объективного и погружение в «субъективность», С. Кьеркегор считал подлинной истиной только истину субъективную. По его словам, «в своей высшей точке внутреннее в экзистирующем субъекте есть страсть; истина в качестве парадокса соответствует страсти, а то, что истина действительно становится парадоксом, укоренено как раз в её отношении к экзистирующему субъекту». По мнению С. Кьеркегора, путь к обретению субъективной истины лежит через прохождение трёх областей, или «экзистенциальных сфер»: эстетической, этической и религиозной, предполагающих восходящую типологию отношений человека к жизни (подробно разработанную в его сочинении «Стадии на жизненном пути»). Важнейшими вехами этого пути являются открываемые личными усилиями в своей экзистенции «абсолютный теос», Бог, абсолютное благо и вечное блаженство. В некоторых религиозных сочинениях, например, в статье «Христос есть путь», С. Кьеркегор высшую истину христианства видел в следовании Христу, в повторении «узкого пути», пройденного Христом от начала Его земной жизни до крестной смерти. Проблема истины занимала центральное место в разрабатываемой Фридрихом Ницше (1844–1900 гг.) философии жизни и ценностей. Специальных работ, посвящённых теме истины, у Ф. Ницше нет, тем не менее, вопрос об истине Бога и христианства принадлежит к числу вопросов, которые Ф. Ницше пытался разрешить на протяжении всей своей жизни, начиная с дневниковых записей молодости. Первостепенное значение этого вопроса было обусловлено тем обстоятельством, что в своём развёрнутом виде он был положен в основание главного учения Ф. Ницше о нигилизме и путях его преодоления; вместе с тем этот вопрос касался личной судьбы философа, его свободного выбора между верой в Бога и богоборчеством. В своих многочисленных заметках об истине Ф. Ницше не был последователен и допускал противоречия, используя термин «истина» то в обыденном значении, то в значении «иллюзии» или «фикции». Диапазон его толкований истины был чрезвычайно широк и наряду с крайними требованиями (полным переосмыслением традиционного понимания истины и исключением термина «истина» из употребления в философии) включал большое число тем, имеющих отношение к истине.

 



 
PR-CY.ru