ИСТИНА - Страница 95

При всей радикальности своих воззрений на философию истории, которая исключала «всеобщие истины» и предполагала признание истины только по отношению к определённой культуре и «определённому человечеству», О. Шпенглер в качестве философа и автора нового учения следовал традиции европейского идеализма и рассматривал всемирную историю с точки зрения вечности, более того, призывал и других последовать его примеру и «смотреть с вневременной высоты на тысячелетия мира исторических форм». На формирование воззрений Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.) оказали большое влияние феноменология Эдмунда Гуссерля, воспринятая как метод и использованная для исследования бытия, и учение Ф. Ницше о религиозно-философских и культурных истоках нигилизма. Вопрос об истине М. Хайдеггером рассматривался в двух планах: в собственном философском учении и в многочисленных историко-философских исследованиях, начиная от Анаксимандра до Ф. Ницше включительно. Поставив целью своей философии анализ темы бытия, которая непосредственно связана с вопросом об истине, М. Хайдеггер в сочинении «Бытие и время» («Sein und Zeit», 1927 г.) намечает и разрабатывает основополагающие проблемы, обусловившие постановку вопроса о бытии и истине: 1) необходимость деструкции прежней онтологии; 2) исследование «онтологического различия» (ontologische Differenz) между бытием (Sein) и сущим (Seinde); 3) построение «фундаментальной онтологии» как экзистенциальной аналитики человеческого бытия, или Dasein, особого рода сущего, обладающего приоритетом в вопросе о смысле бытия и истины. М. Хайдеггер критикует традиционную метафизику за её приверженность к рационально-логическим способам истолкования бытия, за её «подмену» бытия сущим, сделавшей невозможным понимание бытия в его истине. «Освобождение» (деструкция) бытия от онто-тео-логических интерпретаций, полагал М. Хайдеггер, позволяет очистить горизонт исследований и прояснить бытие сущего в его изначальной «сокрытости и несокрытости». После деструкции, по мнению М. Хайдеггера, «онтология возможна только как феноменология», а «феноменологическое понятие феномена имеет в виду обнаруживающее себя (Sichzeigende) бытие сущего, его модификации и производные». Феноменология мыслится как метод исследования феномена и герменевтика логоса (речи) и имеет прямое отношение к вопросу об истине бытия сущего. Обсуждая вопрос о скрытой связи бытия и истины, М. Хайдеггер писал, что «для достаточной подготовки вопроса о бытии требуется онтологическое прояснение феномена истины». Согласно М. Хайдеггеру, вопрос о бытии, сущем и истине может быть поставлен в фундаментальной онтологии только посредством предваряющего анализа Dasein, исследование которого показывает, что основной конституцией Dasein является «бытие-в-мире» (In-der-Welt-sein) – целостный неделимый феномен, априорно-трансцендентальная структура, выражающая изначальную взаимозависимость человека и мира. Феноменологическое понимание структуры «бытия-в-мире», по мнению М. Хайдеггера, позволяет избежать ошибочного толкования связей между человеком и миром как субъектно-объектных отношений, характерных для новоевропейской метафизики, в которой либо субъект определяет объект, либо объект определяет субъект.

 



 
PR-CY.ru