ИСТИНА - Страница 94

К общим, хотя и не вполне выявленным чертам западной философии XX в., оказавшим влияние на постановку вопроса об истине, исследователи относят: 1) критику рационалистической трактовки бытия как тождества бытия и мышления и поиски нового понимания бытия; 2) кризис классической субъектно-объектной теории сознания; 3) разработку феноменологического метода и философской герменевтики; 4) экзистенциальный характер понимания человеческого бытия; 5) кризис религиозно-философской проблематики; 6) критику и переосмысление традиционного понимания «принципа соответствия» в учении об истине; 7) логико-лингвистический анализ философских проблем и возникновение философии языка. Анри Луи Бергсон (1859–1941 гг.) в своей версии философии жизни и учении об истине исходил из противопоставления двух связанных с опытом способностей человеческого познания: интеллекта, который представляет собой руководствующуюся практическим отношением к жизни систему априорных понятий, опосредованных реальностью и приспособленных для её аналитического познания в понятиях; и интуиции, которая в отличие от интеллекта не ставит практических задач и способна к целостному и непосредственному восприятию вечно изменяющейся жизни, – сознания человека и «жизненного потока» в его непрерывности и «длительности». Связывая интеллект по преимуществу с научным познанием и временем, а интуицию с подлинно метафизическим или философским познанием «длительности» и различая эти способности по степени достоверности и истинности, А. Бергсон писал, что «относительным будет символическое познание, получаемое с помощью предсуществующих понятий, идущее от неподвижного к движущемуся, но не познание интуитивное, которое помещается в движущееся и следует за самой жизнью. Такая интуиция постигает абсолютное». Под этим абсолютным А. Бергсон имел в виду «жизненный поток», но отнюдь не Бога. Являясь по своим религиозным воззрениям агностиком, А. Бергсон рассматривал идею Бога как производную от «мифотворческого акта», присущего религии и самому человеческому сознанию, – идею, положительное значение которой заключается всего лишь в «консолидации» общества и человека. А. Бергсон полагал, что до утверждения в науке экспериментальных методов гарантией её истин остаётся «всеобщее согласие». Освальд Шпенглер (1880–1936 гг.) в сочинении «Закат Европы», отталкиваясь от идей Ф. Ницше, считал необходимым осуществить пересмотр основных понятий европейской философии, которые, несмотря на свои претензии на универсальность, ограничены историческим временем и географическим пространством и имеют значение только для европейского мира. Полагая устаревшей традиционную онтологическую и гносеологическую трактовку бытия с её представлениями о вечной истине и существовании единого человечества, идущего по пути прогресса от относительной истины к абсолютной истине, О. Шпенглер этой трактовке противопоставлял идею морфологии всемирной истории и понимание бытия как исторической жизни самостоятельных культур.

 



 
PR-CY.ru