ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский - Страница 9

Сошествием Святого Духа завершается домостроительство спасения. Для учения Иустина о Святом Духе характерно постоянное подчёркивание связи явления, действия и обитания Святого Духа в церкви с действием в церкви Христа-Богочеловека: «Владыка Христос стал Церковью, чтобы всему воцерковившемуся даровать вечную жизнь Духом Святым, а через Него – всей Святой Троицей. Ибо вечная жизнь – это и есть познание Святой Троицы, обладание Святой Троицей, жительство во Святой Троице». В жизни церкви всё совершается от Отца через Сына в Духе Святом. Дух Святой, как душа Богочеловеческого организма – церкви, непрестанно свидетельствует о Христе, научает всему, что Христово, объединяет всех членов церкви в Богочеловеческое единство. Духом Святым христианин усваивает все спасительные дары, принесённые Христом. Путь ко спасению совершается через «святые таинства и святые добродетели». В таинствах верующему «зримым образом подаётся незримая Божия благодать» (т.е. каждое таинство имеет две стороны – видимую и невидимую). В таинстве крещения «человеческое существо вживляется в Богочеловеческое Тело Церкви». Через таинство крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа человеку открывается путь к «отроичению», т.е. к обожению («Крещение = отроичение, обогочеловечение, обожение = спасение»). «Крещением христианин становится живым храмом Пресвятой Троицы, вся его жизнь протекает от Отца через Сына в Духе Святом... И душа, и совесть, и ум христианина постоянно движутся и действуют от Отца через Сына в Духе Святом; так восстанавливается (его) троичное богоподобие». Таинство миропомазания – по преимуществу таинство Святого Духа (хотя оно и преподаётся благодаря Богочеловеческому подвигу Иисуса Христа). Крещение и миропомазание – двуединое таинство. Если в крещении христианин, по словам Иустина, «вочленяется» во Христа, получает новое бытие, то в миропомазании ему даруются все усваивающие Христу благодатные силы, дары и энергии Святого Духа для новой жизни во Христе. «В Святом Миропомазании человеческая личность помазуется Духом Святым по образу и подобию Божественного Помазанника – Богочеловека Христа». В таинстве евхаристии, по мысли Иустина, наиболее полно осуществляется цель таинства крещения – совершенное соединение со Христом, «обогочеловечение». Вслед за Феодором Студитом Иустин рассматривает таинство евхаристии как «повторение Богочеловеческого домостроительства спасения» – от Воплощения до Вознесения, а также как благодатное восприятие и переживание этого домостроительства. Особенно это подчёркивается, по словам Иустина, в конце литургии Василия Великого, где говорится: «Исполнися и совершися... Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство». Иустин особо отмечает существенное тождество церкви и евхаристии как Тела Христова. Хлеб и вино призыванием и действием Святого Духа освящаются и пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. В таинстве причащения «христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, соединяется с Ним, получает прощение грехов и залог вечной жизни». Через евхаристию в теле церкви продолжается Новый Завет, «сочетавая Богочеловеческой Кровью нас, людей, с Богом и между собой... в одно тело, в одну жизнь, в одну душу, в одно сердце, в одну Богочеловеческую общность» (ср.: 1 Кор. 10:14–16).

 



 
PR-CY.ru