ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский - Страница 7

Несмотря на то что спасительная сила Христова проявилась наиболее отчётливо в некоторых Его делах, таких как Крещение, Преображение, и достигла вершины в Крестной смерти, Воскресении, Вознесении и сошествии Святого Духа, – всё это составные части Его единой Богочеловеческой жизни: «В Спасителе все спасительно, все сотериологично». Спасительная сила проявлялась в Нём иногда более явно, иногда более прикровенно. В совершенной полноте она была явлена в Крестной смерти и Воскресении как «всеобъемлющем источнике спасения». Особое место Иустин уделяет сотериологическому значению учения Христа и Его делания в земной жизни. Учение Христа «во всём и по всему есть учение о спасении». Оно спасительное, потому что Богочеловеческое, «преисполнено Богом, насыщено Божественной всемогущей силой, поэтому, войдя в душу человека, оно очищает её от всякой нечистоты. Из каждого слова Единого Безгрешного исходит сила, очищающая от всякого греха. Поэтому на Тайной вечере Он говорил Своим ученикам, неотступным слушателям Его слов: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3)». При этом Иустин подчёркивает, что учение Христа невозможно отделить от Его Личности: «Его учение есть не что иное, как Его досточудная Личность, сложенная в слова, насколько возможно перевести Непереводимого и выразить Невыразимого». В отличие от всех других учителей, которые приобретают знание извне, Спаситель явил в Своей личности воплощение Своего учения, которое в Нём представлено как жизнь и как реальность с тем, чтобы оно стало нашей жизнью и нашей реальностью: «Своим воплощением, крещением, преображением, страданием, воскресением, вознесением Богочеловек подал людям и силу, и учение о том, что человек рождается от Бога, преображается Богом, воскресает Богом, возносится Богом. Богочеловек не сделал ничего такого, чего не имел бы в Себе как Свою жизнь и Свою истину». Учение о спасении, обособленное от Божественной Личности Спасителя, не спасает – спасает благодать, которой осуществляется Его учение. «Богочеловеческое учение спасительно лишь как составная часть Богочеловеческой Личности, то есть Личности Иисуса – Спасителя. Истины Христова учения спасительны тем, что Сам Христос как Богочеловеческая Личность есть Истина (см.: Ин. 14:6). Евангельская мораль неосуществима, а это значит – не спасительна без Господа Иисуса Христа, без Его спасительной Богочеловеческой силы». Учение Спасителя неотделимо от Его дел. Спаситель действует словами и глаголет делами: «Его дела и Его слова суть две стороны одной и той же Богочеловеческой реальности – Евангелия спасения». Как всё Его учение, так и все Его дела имеют одну цель – наше спасение. «Сила действования (делания) Спасителя не менее чудотворна, как чудотворна и сила Его учения». Путь спасения мыслится Иустином как подражание Христу, которое невозможно вне церкви. Усвоению членами церкви спасительного и искупительного подвига, совершённого Христом, посвящён раздел «Экклезиология», в котором Иустин раскрывает учение о церкви как о таинственном Богочеловеческом организме, который он возвышенно именует «все-тайной» (т.е. «всеобъемлющей тайной»), «все-смыслом» и «все-целью» всего мира, представляя тем самым новую, космическую перспективу видения церкви.

 



 
PR-CY.ru