ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский - Страница 12

В этом догмате Иустин усматривал весь гуманистический дух Европы, все её ценности, идеалы и устремления. Идеал «человекобожества», заменив собой идеал богочеловечества, пронизывает, по Иустину, все сферы деятельности европейского человека, его философию, науку, религию, культуру, цивилизацию. Создав «человекобожескую» культуру, католицизм тем самым невольно сделался причиной европейского атеизма, нигилизма, социализма, анархизма. Трагедию Европы, которая, по мнению Иустина, «через римокатолицизм и протестантизм утратила образ Богочеловека Христа» и поклонилась «человекобогу», можно преодолеть только через явление миру «настоящего Христова образа». Вслед за Ф.М. Достоевским Иустин утверждал, что подлинный образ Христа совершенно сохранился только в православии. В этом явлении Христа миру Иустин, как и Ф.М. Достоевский, видел главную спасительную всечеловеческую миссию русского и других православных славянских народов. Гордому и насильственному властвованию над всеми «непогрешимого» человека противоположен идеал православия – идеал смиренного и кроткого служения всем. Антропоцентрическому, разъединённому существованию народов Европы, стремящихся осуществить в своей жизни идеал независимости и самостоятельности, Иустин, подобно Ф.М. Достоевскому, противопоставляет славянский православный идеал «всечеловеческого братства людей в Богочеловеке Христе», основанный на евангельской любви и самопожертвовании и осуществимый только «в полном и всеусердном усвоении Богочеловека». Благодаря духовным дарам и слёзным молитвам Иустин ещё при жизни назывался святым и «совестью Сербской Православной Церкви и сербского народа». Уже вскоре после смерти иконы с его изображением стали распространяться в Сербии, Греции, Франции и США, а многие верующие приезжали в монастырь Челие поклониться его могиле. В родном городе Иустина, Вране, в его честь был назван церковный хор при кафедральном соборе, а в городском парке поставлен памятник. Участок земли во Вране, на котором находился дом родителей Иустина (разрушен в 1964 г.), в 1993 г. был передан Враньской епархии СПЦ, и на нём был построен Всеправославный епархиальный центр «Преподобный Иустин (Попович)» и первый храм в честь Иустина и его небесного покровителя мученика Иустина Философа (освящён Сербским  патриархом Иринеем (Гавриловичем) 19 октября 2010 г.). В 1979 г. иеромонах Афанасий (Евтич) составил в честь Иустина тропарь (глас 8) «Православия сладость и нектар, Отче Преподобне, излиял еси в сердца верных, яко богатство; житием своим и учением явил еси себя живой книгой Духа, Иустине Богомудре, моли Христа Бога Слова, да о-логосит тя почитающих» и кондак (глас 8) «Богочеловечно житием своим еси одобродетельствовал, мерилом всего имел еси Богочеловека, достиг еси Им высоту богословия; ныне Им на всю вечность наслаждаешься: дай нам благодать твоими святыми молитвами, с верой восклицающим: радуйся, Отче Преподобне!». Б. Лубардич составил в честь Иустина акафист. Развитию почитания Иустина способствовали его духовные чада, которые посвящали его служению проповеди и многочисленные публикации, например, статьи епископа Афанасия (Евтича). Отрывки из бесед с подвижником опубликовал Владета Еротич в сборнике «Духовные разговоры» (1997 г.). Вопрос о канонизации Иустина неоднократно поднимался в СПЦ. С 1993 г. в некоторых месяцесловах он упоминается как святой. Решение о его канонизации было принято архиерейским Собором СПЦ 29 апреля 2010 г. Торжественный чин канонизации Иустина состоялся 2 мая 2010 г. в соборе Саввы Сербского на Врачаре в Белграде.



 
PR-CY.ru