ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский - Страница 8

Иустин определяет церковь как полноту Христа-Богочеловека, Который как Бог наполняет всё во всём («полнота Наполняющего всё во всём» – Еф. 1:23), а как человек дарует людям наполняться этой полнотой в церкви посредством св. таинств и св. добродетелей. С каждым новым членом церковь как Богочеловеческий организм возрастает («Богочеловек – растёт!»), т.е. происходит созидание Тела Христова (Еф. 4:12). Через таинство крещения каждый христианин «вводится, вживается в Тело Христово, в Церковь, становится её членом, и, таким образом, тело Церкви увеличивается». Другой способ созидания церкви – духовное возрастание, преуспеяние членов церкви: каждым нашим духовным, евангельским подвигом (молитвой, верой, любовью, смирением, кротостью, милосердием и т.д.), по мысли Иустина, растёт тело церкви. «Мы духовно возрастаем Церковью, и тем самым растёт и она сама... Каждым своим благодатным даром, каждой своей добродетелью, каждым своим покаянным вздохом – христианин созидает Церковь (ср.: 1 Кор. 14:4, 5, 12, 26). Все мы Церковью растём к небу, каждый из нас возрастает через всех и все через каждого». Цель созидания Тела Христова и нашего в нём духовного возрастания состоит в том, чтобы мы пришли, во-первых, «в единство веры и познания Сына Божия», во-вторых – «в мужа совершенного» и в-третьих – «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Эта мера – «Богочеловеческое бессмертие». Одна из ключевых и постоянно повторяемых идей Иустина состоит в том, что вне Богочеловека человек «обесчеловечивается», чтобы в конце концов «скатиться к рас-человеку». Всё, что не Богочеловечно, – говорил Иустин, – то не человечно и античеловечно. В Богочеловеке, в Его церкви, человек «возрастает в благодатного богочеловека, а вне Богочеловека он неминуемо дегенерирует в добровольного или невольного диавола-человека». Церковь имеет одну цель – всё освятить, «вочленить» в Богочеловеческое тело и, таким образом, всё вернуть к нарушенному грехом «логосному всеединству и логосной целесообразности. Другими словами, всё воцерковить и оцерковить, во-христовить и о-христовить, во-богочеловечить и о-богочеловечить». В заключительном третьем томе «Догматики» Иустин излагает православное учение о Святом Духе и Его действии в церкви, в жизни Богородицы, святых и каждого христианина («Пневматология»), а также о грядущих судьбах церкви, человека и мира («Эсхатология»). Жизнью во плоти на земле Христос основал Своё Богочеловеческое Тело – церковь и тем самым подготовил мир к пришествию, обитанию и действию Святого Духа. В день Пятидесятницы, по мысли Иустина, Боговоплощение было доведено до полноты: «При первом сошествии Дух Святой совершает в Святой Деве воплощение Бога Слова, и Бог Слово является Богочеловеком и навсегда Им остаётся в Своём Теле; при втором Своём сошествии, в день Пятидесятницы, Дух Святой сходит на Богочеловеческое Тело и навсегда остаётся в этом Теле, которое есть Церковь... Как в человеческом теле ничего не бывает без пребывающей в нём души, так и в теле Церкви ничего не бывает без Духа Святого, ибо Он – душа Церкви... Церковь есть... непрестанная Пятидесятница. Дух Святой постоянно пребывает в ней как бессмертная животворящая сила».

 



 
PR-CY.ru