ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский
ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский (1894–1979 гг.) – архимандрит, сербский богослов и проповедник, преподобный (память 1 июня). Дед Иустина был священником в седьмом или, по другим сведениям, в тринадцатом поколении. В детстве Благое с родителями, Спиридоном и Анастасией, часто посещал монастырь Прохора Пшинского, где стал свидетелем исцеления матери от тяжёлой болезни. После окончания начальной школы во Вране учился в девятиклассной семинарии св. Саввы Сербского (1905–1914 гг.), где сблизился с иеромонахом Николаем (Велимировичем; впоследствии епископ Жичский). В 1914 г. хотел принять монашество, однако по просьбе его родителей Белградский митрополит Димирий (Павлович; впоследствии Сербский патриарх) не дал ему благословения. В тот же год Попович Благое поступил на Богословский факультет Белградского университета, но в начале Первой мировой войны был призван в армию и служил в медицинской роте в госпиталях на юге Сербии. Вместе с сербской армией отступал из Ниша через Косово и Метохию в Албанию. Пережив военные лишения и переболев тифом, Попович Благое ещё больше укрепился в стремлении стать монахом. 31 декабря 1915 г. в православном храме города Шкодер (Скадар) он был пострижен в монашество архимандритом Вениамином (Таушиновичем; впоследствии епископ Браничевский). В январе 1916 г. по благословению Белградского митрополита Димитрия Иустин был направлен на учёбу в Санкт-Петербургскую духовную академию. Из-за революционных волнений в России в июне 1916 г. переехал в Великобританию, где продолжил изучение богословия в Оксфорде. Написал диссертацию «Философия и религия Ф.М. Достоевского», но отказался выполнить рекомендации оксфордских профессоров и изменить в ней критические оценки развития идей гуманизма и антропоцентризма в католицизме и протестантизме, поэтому в 1919 г. не получил научной степени. После возвращения на родину был назначен преподавателем семинарии в городе Сремски-Карловци. В мае 1920 г. рукоположён во диакона. С октября 1921 г. преподавал Новый Завет, догматику и патрологию в семинарии св. Саввы Сербского. С 1921 г. проходил стажировку на богословском факультете Афинского университета и в марте 1927 г. защитил докторскую диссертацию «Проблема личности и сознания по св. Макарию Египетскому». 7 января 1922 г. рукоположён во иерея. В 1925–1927 гг. – редактор журнала «Христианская жизнь». В этот период близко познакомился с главой РПЦЗ митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), архиепископом Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) и другими русскими священнослужителями-эмигрантами. В 1927 г. в семинарии в Сремски-Карловци Иустин защитил диссертацию «Гносеология св. Исаака Сирина» (из-за многочисленных ошибок публикация диссертации была не признана автором). С августа 1927 г. по июнь 1928 г. преподавал в семинарии в Призрене, затем вновь в семинарии в Сремски-Карловци, с октября 1929 г. по март 1930 г. исполнял обязанности ректора. В 1928 г. Иустин согласился возглавить кафедру догматического богословия Варшавского университета, но перед отъездом узнал, что вместо этой кафедры начальство университета хочет предложить ему кафедру нравственного богословия, от чего он отказался.