ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский

ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский (1894–1979 гг.) – архимандрит, сербский богослов и проповедник, преподобный (память 1 июня). Дед Иустина был священником в седьмом или, по другим сведениям, в тринадцатом поколении. В детстве Благое с родителями, Спиридоном и Анастасией, часто посещал монастырь Прохора Пшинского, где стал свидетелем исцеления матери от тяжёлой болезни. После окончания начальной школы во Вране учился в девятиклассной семинарии св. Саввы Сербского (1905–1914 гг.), где сблизился с иеромонахом Николаем (Велимировичем; впоследствии епископ Жичский). В 1914 г. хотел принять монашество, однако по просьбе его родителей Белградский  митрополит Димирий (Павлович; впоследствии Сербский патриарх) не дал ему благословения. В тот же год Попович Благое поступил на Богословский факультет Белградского университета, но в начале Первой мировой войны был призван в армию и служил в медицинской роте в госпиталях на юге Сербии. Вместе с сербской армией отступал из Ниша через Косово и Метохию в Албанию. Пережив военные лишения и переболев тифом, Попович Благое ещё больше укрепился в стремлении стать монахом. 31 декабря 1915 г. в православном храме города Шкодер (Скадар) он был пострижен в монашество архимандритом Вениамином (Таушиновичем; впоследствии епископ Браничевский). В январе 1916 г. по благословению Белградского митрополита Димитрия Иустин был направлен на учёбу в Санкт-Петербургскую духовную академию. Из-за революционных волнений в России в июне 1916 г. переехал в Великобританию, где продолжил изучение богословия в Оксфорде. Написал диссертацию «Философия и религия Ф.М. Достоевского», но отказался выполнить рекомендации оксфордских профессоров и изменить в ней критические оценки развития идей гуманизма и антропоцентризма в католицизме и протестантизме, поэтому в 1919 г. не получил научной степени. После возвращения на родину был назначен преподавателем семинарии в городе Сремски-Карловци. В мае 1920 г. рукоположён во диакона. С октября 1921 г. преподавал Новый Завет, догматику и патрологию в семинарии св. Саввы Сербского. С 1921 г. проходил стажировку на богословском факультете Афинского университета и в марте 1927 г. защитил докторскую диссертацию «Проблема личности и сознания по св. Макарию Египетскому». 7 января 1922 г. рукоположён во иерея. В 1925–1927 гг. – редактор журнала «Христианская жизнь». В этот период близко познакомился с главой РПЦЗ митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), архиепископом Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) и другими русскими священнослужителями-эмигрантами. В 1927 г. в семинарии в Сремски-Карловци Иустин защитил диссертацию «Гносеология св. Исаака Сирина» (из-за многочисленных ошибок публикация диссертации была не признана автором). С августа 1927 г. по июнь 1928 г. преподавал в семинарии в Призрене, затем вновь в семинарии в Сремски-Карловци, с октября 1929 г. по март 1930 г. исполнял обязанности ректора. В 1928 г. Иустин согласился возглавить кафедру догматического богословия Варшавского университета, но перед отъездом узнал, что вместо этой кафедры начальство университета хочет предложить ему кафедру нравственного богословия, от чего он отказался.

 



 
PR-CY.ru