ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский - Страница 2

В декабре 1930 г. по решению Синода СПЦ направлен с православной миссией в Закарпатье в качестве помощника епископа Битольского Иосифа (Цвийовича). Вдвоём они посетили Ужгород, Хуст, Изу, Мукачево, Прешов (Пряшев) и многие сёла в Карпатах, способствовали возвращению верующих из унии в православие. Иустину предлагали принять епископский сан и занять кафедру восстановленной Мукачевско-Пряшевской епархии СПЦ (см. Мукачевская и Ужгородская епархия), но он отказался и в конце 1931 г. вернулся в Сербию. С августа 1932 г. преподавал в семинарии в городе Битола вместе с иеромонахом Иоанном (Максимовичем; впоследствии епископ Шанхайский). 1 февраля 1934 г. избран доцентом кафедры сравнительного Богословия богословского факультета Белградского университета, вступил в должность 21 декабря того же года. Позднее был избран профессором догматики. Один из основателей Сербского философского общества (1938 г.). Когда после начала Второй мировой войны Белградский университет временно был закрыт, Иустин проживал в монастырях Каленич, Раваница и др. и продолжал переводить патристические и агиографические сочинения, занимался толкованием Нового Завета, участвовал в подготовке «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей» (начало июля 1941 г.). В 1944 г. по просьбе лидера сербских четников Драголюба Михайловича Иустин составил характеристику отношений между церковью и государством, согласно святоотеческому преданию. После окончания войны этот текст послужил предлогом для преследования Иустина коммунистическими властями: он был уволен из Белградского университета без сохранения пенсии, затем арестован в монастыре Суково близ Пирота и заключён в тюрьму в Белграде, где ожидал смертного приговора. Был освобождён из тюрьмы по просьбе Сербского патриарха Гавриила V (Дожича), вернувшегося в ноябре 1946 г. в Сербию из изгнания. Иустина лишили права проживать в Белграде или в каком-либо другом крупном городе, поэтому он переезжал из одного монастыря в другой (Каленич, Суково, Раваница и др.), пока игуменья Сарра не пригласила его в женский монастырь Челие. В этом монастыре Иустин прожил с 27 мая 1948 г. до смерти, не имея права на выезд из обители и всё время находясь под домашним арестом. Иустин был духовником насельниц обители, часто совершал богослужения и беседовал со многими людьми, которые приезжали к нему за духовным советом. Благодаря широкой переписке с духовными чадами и известными богословами Иустин был в курсе современных богословских течений, переводил и писал богословские сочинения. Больше десятка духовных учеников Иустин благословил на епископское (в том числе митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича), епископа Афанасия (Евтича), епископа Бачского Иринея (Буловича) и др.), а больше сотни – на священническое и монашеское служение. На отпевании Иустина в монастыре Челие присутствовало много духовенства и верующих из Югославии, а также представители других поместных православных церквей. Похоронен в монастыре Челие.

 



 
PR-CY.ru