ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский - Страница 4

На протяжении нескольких десятилетий Иустин собирал материалы, и в 1970 гг. были изданы составленные им Жития святых в 12 томах по месяцам. В это фундаментальное издание Иустин включил не только жизнеописания известных всеправославных святых, но и почти 60 святых сербского и славянского происхождения (в том числе русских, например, Серафима Саровского) и мучеников, подвизавшихся во времена турецкого рабства на Балканском полуострове (например, Никодима Святогорца, Макария Нотары, святителей Дионисия и Нектария Эгинских, преподобного Анфима и преподобного Герасима Кефалинийских). Для этого издания Иустин составил Жития малоизвестных святых (например, преподобного Григория Нового) и расширенные (в основном, цитатами из святоотеческих творений) редакции Житий известных святых (например, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Григория Паламы и Максима Исповедника). Жития наиболее почитаемых сербских святых (Саввы Сербского, Симеона Мироточивого, Василия Острожского, князя Лазаря и др.) вышли и отдельными оттисками. Также отдельно было издано Житие Григория Паламы и «Повесть об Успении Пресвятой Богородицы и Её чудесах: в Чайниче, Малеви и Бачском Петровом-селе». Разбором и постепенной публикацией сочинений Иустина с 1990 гг. занимаются митрополит Амфилохий (Радович) и епископ Афанасий (Евтич). Они объединили его сочинения в 30 томов, из которых издано 20: проповеди, «Православная Церковь и экуменизм: Святосаввие как философия жизни», акафисты, «Философия и религия Ф.М. Достоевского», «Путь Богопознания: Философские пропасти», «Толкование Святого Евангелия от Матфея», «Толкование Святого Евангелия от Иоанна», «Толкование Первого и Второго Посланий к Коринфянам св. апостола Павла», «Толкование Послания к Ефесянам св. апостола Павла. Толкование Послания к Филиппийцам и к Колоссянам св. апостола Павла. Толкование Послания к Галатам и Первого и Второго Посланий к Фессалоникийцам св. апостола Павла», «Догматика Православной Церкви», «Посевы и жатвы: Статьи и небольшие сочинения». Исследователи отмечают, что литературный стиль и язык Иустина очень своеобразны. По словам митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича), он в «работах использовал чудесную и возвышенную, богодухновенную поэзию Православной Церкви». В основе богословских трудов Иустина лежит библейское и святоотеческое учение о Христе-Богочеловеке, в Котором находят разрешение все вопросы человеческого бытия – жизни и смерти, добра и зла, земли и неба, истины и лжи, любви и ненависти, человека и Бога. «Основную, вечную истину жизни и мира человек переживает и сознаёт только с помощью Богочеловека, в Богочеловеке... Всецелую истину о человеке, о цели и смысле его бытия, человек познаёт только через Богочеловека. Без Него и вне Его нет истинного человека...». Православие Иустин определяет как Богочеловечество. «Все истины Православия выводятся из одной истины и сводятся к одной истине, безграничной и вечной. Эта истина – Богочеловек Христос... Православие – не что иное, как чудесная Личность Богочеловека Христа... продолженная как Церковь».

 



 
PR-CY.ru