ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский - Страница 6

Православное вероучение, по Иустину, неотделимо от его практического усвоения подвижнической жизнью христианина в благодатном Богочеловеческом организме церкви, поэтому во всех богословских трудах Иустина истины веры сопрягаются с аскетическим подвигом, необходимым для претворения их в жизни. Сам термин «философия» (любовь к мудрости) Иустин вслед за древними отцами Восточной церкви (Афанасием I Великим, Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным и др.) понимает как «уподобление Богу». В основном догматическом труде – трёхтомной «Догматике Православной Церкви» (или «Православной философии истины») Иустин, по словам епископа Афанасия (Евтича), «неповторимым со времени святых отцов образом излагает всесвятую истину Православия о Богочеловеке и Его деле». При написании первого тома (особенно его вводной части) Иустин использовал труды русских дореволюционных догматистов – митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), архиепископа Черниговского Филарета (Гумилёвского), епископ Каневского Сильвестра (Малеванского). Главная часть «Догматики» основана непосредственно на Священном Писании и святоотеческом Предании. По сравнению с «классическими» православными догматическими курсами (русскими XIX в. и греческими XX в.) во втором и третьем томах Иустин не столько излагает догматы в систематической или исторической форме, сколько пытается передать своё «переживание» этих догматов. Он раскрывает их значение в жизни христианина и часто обращается не столько к разуму, сколько к чувству читателя. Этим исследователи объясняют многократные повторы, особую структур фраз, употребление неологизмов, характерные и для других работ Иустина. Первый том включает вводные сведения о догматической науке, учение о едином Боге в Себе Самом, о Его сущности и свойствах, о Святой Троице, а также учение о Боге как о Творце и Промыслителе мира, учение о грехопадении и его последствиях, о причинах и целях Боговоплощения, о Лице Господа Иисуса Христа и об образе соединения в Нём двух природ (Божественной и человеческой), учение о Богородице и Её роли в домостроительстве спасения. Второй том состоит из двух частей – «Сотериология» и «Экклезиология». В изложении сотериологии Иустин следует своему основному принципу тесного увязывания нашего спасения с Личностью Богочеловека Иисуса Христа и важнейшими этапами Его жизни (Воплощение, Крещение, Преображение, Крестная смерть, сошествие во ад, Воскресение, Вознесение). При этом Иустин исходит из того, что Богочеловеческая Личность Спасителя едина и неделима во всех Своих внешних и внутренних выражениях. Отсюда следует, что и вся земная жизнь Иисуса Христа составляет одно неразрывное органические целое: «Единством и нераздельностью Его Богочеловеческой Личности определено единство и нераздельность Его Богочеловеческого дела, свершения». Спасение человеческого рода Иисус Христос осуществил «всей Своей Богочеловеческой Личностью и всей Своей Богочеловеческой жизнью». Из этого неразрывного Богочеловеческого целого нельзя выделить что-то одно.

 



 
PR-CY.ru