ИУСТИН, Попович Благое, Новый, Челийский - Страница 5

Вне православного учения о Богочеловеке, по мысли Иустина, не существует целостной истины и целостного человека. «Что есть сущность Православия? – писал Иустин. – Богочеловек Христос. Следовательно, всё православное имеет богочеловеческий характер: и сознание, и чувства, и воля, и мышление, и этика, и догматика, и философия, и культура. Богочеловечество – это единая категория, в которой движутся и осуществляются все проявления Православия». Согласно Иустину, существуют только две философии – богочеловеческая и человеческая. «Одна – философия богочеловеческого монизма, другая – философия человеческого плюрализма». Для последней характерна расколотость сознания грехом. Богочеловеческая философия, или философия по Христу (ср.: Кол. 2:8), – «это философия человека, Христом обновлённого, Христом перерождённого, Христом освящённого, Христом обоженного». Для неё характерно сознание всеединства бытия и твари. Эта философия – не что иное, как догматическое учение православной церкви. Её содержание составляют богооткровенные, вечные истины о Боге, мире и человеке, открытые людям «с той целью, чтобы они их воплотили в своей жизни и таким образом постигли бы вечный смысл своего существования, своего мучительного шествия от небытия ко Всебытию». Догматы, которые Иустин определяет как «богооткровенные вечные истины веры, содержащиеся в Святом Откровении и хранимые, изъясняемые и сообщаемые Церковью как Божественные, животворящие и неизменные правила спасения», являются, прежде всего, предметом веры. Вера же – это подвиг, охватывающий всю человеческую личность, в том числе и разум человека. Благодаря вере и евангельским подвигам догматические истины церкви претворяются в жизнь человека, в его мысли и чувства и тем самым становятся средоточием жизни, ведя его к святости и совершенству. «В этом смысле святые суть живое воплощение вечных догматических истин». «Благодатная жизнь человека в Церкви неминуемо становится источником познания вечных догматических истин. Переживая их как сущность своей жизни, человек постигает их истинность, необходимость и спасительность для человеческой личности вообще». Иустин подчёркивает, что догматические истины – это не абстрактные понятия, не силлогические заключения и не логические гипотезы, но факты и события во всей их исторической непосредственности и реальности. Так, догмат о Святой Троице раскрывается в ветхозаветных и новозаветных явлениях, событиях и фактах. Христологический догмат утверждается на историческом бытии Богочеловека Иисуса из Назарета. Догмат о воскресении зиждется на факте Воскресения Христова и т.д. Так называемые доказательства бытия Божия (космологическое, телеологичекое, онтологическо-психологическое, историческое, моральное и проч.) не могут иметь в догматике православной церкви ценности действительных доказательств, т.к. они основаны на принципах относительного, ограниченного разума и чувственных восприятиях человека, в то время как истина о бытии Бога не является для церкви и Откровения логическим предположением, требующим доказательств посредством логических силлогизмов, но, напротив, она является истиной, открытой Самим Богом и потому несомненной.

 



 
PR-CY.ru