ИАННУАРИЙ - Страница 6

Празднование в честь первого перенесения мощей в V в. впоследствии перешло с 13 апреля на субботу перед первым воскресеньем мая. Процессии в этот день, известные как «Шествия с гирляндами» (Inghirlandati – участвующие в процессии клирики держат в руках гирлянды из цветов), проводятся с 1337 г. В 1525 г. были организованы более торжественные стациональные шествия, известные как «Sedili», в которых принимал участие вице-король Неаполя в сопровождении знатных горожан. Во время празднеств площадь перед собором была украшена триумфальными арками и временным алтарём. Мощи Ианнуария перевозились по городу на специальном, пышно украшенном катафалке. В 1800 г. «Sedili» были упразднены. Вместо них организуются две процессии из кафедрального собора в церковь св. Клары. Наиболее торжественным является послеполуденное шествие с реликварием, ампулами с кровью и серебряной статуей Ианнуария и со статуями других небесных покровителей Неаполя. По мнению исследователей, более древнее происхождение имеют стациональные процессии в воскресенье Страстей Господних. В Средние века Неаполитанский архиепископ и соборные каноники, в белых облачениях, на белых лошадях, направлялись из кафедрального храма в катакомбы, где совершалась понтификальная месса. Согласно местным преданиям, это шествие было установлено в память избавления города от извержения Везувия в 471 г. Также в память извержения 1631 г. были учреждены процессии и особый праздник «Заступничества» («Patrocinio») – 16 декабря. C 1857 г. в этот же день совершается воспоминание спасения города во время землетрясения в области Базиликата. С начала византийского господства (VII в.) изображения Ианнуария присутствовали на монетах неаполитанской чеканки. В последний раз лик святого был напечатан на банкнотах Партенопейской республики в 1799 г. Особой формой почитания Ианнуария стало учреждение религиозного братства в его честь. В 1738 г. неаполитанский король Карл III Бурбон учредил рыцарский орден св. Ианнуария. Почитание Ианнуария в Византии, как полагают исследователи, было связано с деятельностью италийских греков, во главе с Константинопольским патриархом Мефодием I составлявших влиятельную партию в период второй волны иконоборчества и после Торжества Православия (843 г.). С X в. почитание Ианнуария фиксируется византийскими синаксарями, где память святого помещена, как правило, под 19 сентября в соответствии с западной традицией, а также под 20 или 21 апреля (по мнению исследователей, перемещённая с 13 апреля память перенесения мощей). Под одной из этих дат в синаксарях содержится сказание о мучениках. В славянском стишном Прологе сказание об Ианнуарии дано под 19 сентября. В поздневизантийский период сохранилась только память под 20 или 21 апреля, что нашло отражение в синаксарях при печатных греческих Минеях. Катакомбы св. Ианнуария (итал. Catacombe di San Gennaro) – самые известные катакомбы Южной Италии, которые не имеют аналогов по просторности помещений и количеству сохранившихся фресок и мозаик разного времени. Катакомбы устроены в холме Каподимонте к северу от исторического центра Неаполя. Помещения расположены в два яруса и сгруппированы вдоль коридоров длиной около 100 м. Главный коридор более обширных верхних катакомб смещён на 10–20 м к северу относительно оси нижних.

 



 
PR-CY.ru