ИАННУАРИЙ - Страница 5

После разрушения Мисена сарацинами (конец IX в.) мощи св. Соссия были перенесены в Неаполь, в городской монастырь св. Северина (906 г.). Описание этого события составлено Иоанном Диаконом, одним из инициаторов перенесения. На корабле святыню доставили к замку Лукуллано, где ждала делегация во главе с Неаполитанским архиепископом Стефаном III, дукой Григорием II, клириками и монахами. Во время французской оккупации Неаполя (1806–1815 гг.) монастыри были секуляризированы. Король Жозеф Бонапарт издал указ о вынесении церковных реликвий из обителей (20 февраля 1807 г.), и Микеле Арканджело Луполи, епископ Монтепелозо, управлявший Неаполитанским архиепископоством, велел перенести мощи св. Соссия и св. Северина во Фраттамаджоре (31 марта 1807 г.), где они поныне хранятся в приходской церкви св. Соссия. Согласно Ватиканским актам, мощи святых Прокла, Евтихия и Акутия были захоронены в Путеолах и затем хранились в «претории Фалькидия» (praetorium Falcidii) возле базилики св. Стефана, старого кафедрального собора. Во второй половине VIII в. по инициативе Неаполитанского епископа и дуки Стефана II церковь перестроили. Во время работ были обретены мощи Евтихия и Акутия, лежавшие в мраморном саркофаге с серебряной табличкой. В XIII в. саркофаг с мощами был перенесён в новый кафедральный собор. По инициативе архиепископа Джузеппе Спинелли (1734–1754 гг.) мощи святых поместили в новую раку из порфира. Мощи св. Прокла, почитавшегося небесным покровителем Путеол, первоначально находились в церкви Кальпурния (Calpurnianum), которая в XIII в. стала кафедральным собором. В Актах из монастыря Райхенау сообщается о перенесении в обитель частиц мощей Ианнуария, Прокла и Евтихия швабским воином в 871 г. Однако, согласно гимну Валафрида Страбона, реликвии хранились в Райхенау ещё до 839 г. и были подарены монастырю императором Лотарем. По инициативе аббата Витигова (985–997 гг.) в Райхенау была воздвигнута капелла во имя Ианнуария. Согласно описи монастырского имущества (1780 г.), реликвии представляли собой два фрагмента берцовой кости Ианнуария и некоторые кости мучеников Прокла, Евтихия и Акутия. 13 мая 1781 г. часть мощей была возвращена в город Поццуоли. В кафедральном соборе Неаполя хранятся ампулы с сухой кровью Ианнуария. «Чудо св. Ианнуария» (разжижение крови, когда ампулу подносят к главе святого) известно с XIV в. и совершается три раза в год: 19 сентября, в день памяти Ианнуария; 16 декабря, в годовщину чудесного спасения благодаря заступничеству святого во время извержения Везувия (1631 г.), и в субботу перед первым воскресеньем мая, в день памяти перенесения мощей Ианнуария в Неаполь. Если кровь Ианнуария оставалась сухой, это считалось плохим предзнаменованием (чудо не произошло в 1939 г. – перед началом Второй мировой войны, в 1944 г. – перед извержением Везувия, в 1980 г. – перед сильным землетрясением). Описания «Чуда св. Ианнуария» и связанных с ним торжеств содержатся в путевых заметках и воспоминаниях русских путешественников XIX–XX вв. (Андрей Николаевич Муравьёв, Константин Аполлонович Скальковский, Григорий Фабианович Гнесин). В Неаполе празднества в честь мученика Ианнуария совершаются несколько раз в год и сопровождаются религиозными процессиями и городскими торжествами.

 



 
PR-CY.ru