ИАННУАРИЙ

ИАННУАРИЙ (ум. между 303 и 305 гг.) – епископ Беневентский, почитается как покровитель города Неаполя (Италия), священномученик (память в Западной церкви 19 сентября; память в Греческой церкви и Русской православной церкви 21 апреля).  Впервые об Ианнуарии упоминается в послании 431 г. пресвитера Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, епископу Ноланскому, явились Мартин Милостивый, епископ Турский, и Ианнуарий, «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя». О мученичестве Ианнуария исследователям известно из латинских актов (см. Акты мучеников), сохранившихся в нескольких редакциях. Наиболее древние – составленные в VII в. так называемые Болонские акты (названы по рукописи XII в. из Болоньи). Акты со вставками и с дополнениями из других редакций были опубликованы в 1744 г. А. Маццокки. Критическое издание было осуществлено в 1940 г. Д. Маллардо. Исследователи полагают, что уже в первой половине VIII в. Болонские акты были известны Беде Достопочтенному, их появление в англосаксонской Британии исследователи связывают с деятельностью преподобного Адриана, настоятеля монастыря святых Петра и Павла в Дуроверне (ныне Кентербери), бывшего аббата монастыря Лукуллан близ Неаполя. В Средние века большей известностью пользовались Ватиканские акты, расширенная версия Болонских актов, которые были составлены в VIII–IX вв. Именно Ватиканские акты легли в основу литургических чтений в честь Ианнуария в римских богослужебных книгах и стали источником для кратких сведений о святом в Мартирологе Адона Вьеннского (под 19 и 23 сентября), а также для поэтического переложения Флодоарда Реймсского. В X–XI вв. были составлены Путеольские акты, или Мученичество св. Прокла (при подготовке к публикации болландист Я. Стиллинг получил копию Путеольских актов из куриального архива города Поццуоли). В IX–XI вв. в германском монастыре Райхенау было составлено Мученичество святых Феста, Соссия, Евтихия и Акутия. Этот текст наиболее близок к Ватиканским актам, важным дополнением является сказание о перенесении мощей четырёх мучеников в Райхенау в 871 г. Сведения об Ианнуарии содержатся также в Актах св. Соссия (так называемая Легенда Иоанна Диакона), составленных около 900 г. по указанию Неаполитанского епископа Стефана III диаконом церкви Сан-Дженнаро аль Ольмо Иоанном в связи с перенесением мощей мученика Соссия из Мисена (ныне Мизено) в Неаполь. Своеобразным памятником агиографической традиции Ианнуария стали Греческие акты, обнаруженные в 1709 г. пресвитером Н.К. Фальконе и опубликованные им в «Полной истории семьи, жизни, чудес, перенесения мощей и почитания славнейшего мученика св. Ианнуария» (1713 г.). В том же году «Акты» были перепечатаны в Москве, их пересказ вошёл в посмертное переработанное издание Четьих-Миней Ростовского митрополита Димитрия. Авторство «Актов» приписывалось монаху из обители Лукуллан, жившему в V в. Хотя в ряде исследований XVIII–XX вв. доказывалось, что эти греческие «Акты» – позднее сочинение, возможно, подделка самого Н.К. Фальконе, датировка неаполитанской греческой рукописи «Актов» XVI–XVII вв. делает обоснованным предположение Р. Романо, что это сочинение является памятником поствизантийской греческой агиографии, составленным в намеренно архаизированном стиле кем-то из живших в Неаполе греков (например, братьями Никифором и Макарием Мелиссинами).

 



 
PR-CY.ru