ИАННУАРИЙ - Страница 2

В основе «Актов» лежит греческое синаксарное сказание, дополненное сведениями из латинских Житий. Рассказ о мученичестве Ианнуария и его спутников отличается возвышенным риторическим стилем и обилием вымышленных подробностей. Согласно Болонским актам, во время гонения на христиан императора Диоклетиана (303–305 гг.) из Мисена в Путеолы (ныне Поццуоли) прибыл 30-летний диакон Соссий, который встретился там с Беневентским епископом Ианнуарием, в чью юрисдикцию, возможно, входил порт Путеолы. Епископа сопровождали его диакон Фест и чтец Дезидерий. В это время в Путеолах собралось много язычников, привлечённых славой Кумской Сивиллы. Несмотря на все предосторожности, Соссий как христианин был схвачен и по приказу судьи Драконтия брошен в темницу. Ианнуарий, Фест и Дезидерий были задержаны, когда посещали заключённого Соссия. На суде все они отказались принести жертвы языческим богам и исповедали себя христианами. Драконтий велел отправить мучеников в амфитеатр, чтобы на потеху толпе их растерзали медведи. Поскольку звери их не тронули, судья приказал отрубить клирикам головы. Когда их вели к месту казни, три путеольца (диакон Прокл и миряне Евтихий и Акутий) стали громко возмущаться несправедливостью судьи и исповедали себя христианами. Они были немедленно схвачены и также осуждены на смерть. Казнь мучеников состоялась на форуме Вулкана, близ серных залежей. В более поздних Ватиканских актах повествование дополнено описанием чудес, совершённых мучениками (например, судья внезапно ослеп и был исцелён по молитве Ианнуария). Согласно позднейшей греческой версии, Ианнуарий был схвачен за проповедь христианства и приведён на суд к Тимофею, управлявшему областью Кампания. По приказу судьи мученика ввергли в раскалённую печь, откуда он вышел невредимым, потом били железными прутами так, что обнажились кости. Среди собравшейся толпы были диакон Фест и чтец Дезидерий, которые плакали, видя страдания епископа. Их вместе с Ианнуарием также бросили в тюрьму. В тюрьме находились заключённые за исповедание Христа два диакона – Соссий и Прокул и два мирянина – Евтихий и Акутий. Наутро их вывели на арену на растерзание диким зверям, но те не тронули мучеников. Тимофей объявил, что все чудеса происходят из-за колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Ианнуарий помолился о его исцелении, после чего Тимофей прозрел, однако с ещё большим рвением стал обвинять христиан в колдовстве и приказал отсечь мученикам головы. По предположению Х. Ахелиса, Ианнуария можно отождествить с одноимённым Беневентским епископом, которого среди участников Сардикийского собора 343 г. упоминает Иларий Пиктавийский. Допустив, что сохранившиеся «Акты» мученичества Ианнуария были составлены не раньше VI в. и поэтому могли содержать недостоверные сведения, исследователь полагает, что Ианнуарий был не мучеником эпохи гонений на христиан, а исповедником, пострадавшим от ариан. Хотя эта гипотеза не нашла широкого признания в исторической науке, Ипполит Делеэ, который сначала подчёркивал важность свидетельства о мученической кончине Ианнуария, содержащегося в письме Урания, позднее принял версию Ахелиса.

 



 
PR-CY.ru