ИАННУАРИЙ - Страница 12

Большая часть сокровищ ризницы перемещена в созданный в 2003 г. и расположенный в смежном здании музей (Museo del Tesoro di S. Gennaro). Чумной столп св. Ианнуария (Шпиль Ианнуария; итал. Guglia di S. Gennaro) является первой из подобных построек Неаполя. 16 декабря 1631 г. произошло извержение Везувия, но после усердных молитв горожан, обращённых к Ианнуарию, поток лавы остановился, не достигнув города. По инициативе Депутации было решено установить на площади у южной стены собора (к юго-востоку от капеллы-ризницы) колонну-обелиск со статуей Ианнуария. Сооружение высотой 24 м, представляющее барочный парафраз обеих мемориальных форм, было возведено по проекту К. Фандзаго (работы велись в 1637–1645 и 1651–1660 гг.). На высоком постаменте, оформленном полукруглыми балюстрадами и украшенном картушами, установлена ионическая колонна, над которой возвышается постамент с бронзовой статуей Ианнуария (скульптор Т. Монтани) в окружении ангелов. Память Ианнуария отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. 19 сентября без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Ианнуарий не упоминается, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторический музей, XII в.) память Ианнуария отмечается 21 января; последование Ианнуария содержит минимальный набор песнопений – канон, цикл стихир и седален. Те же элементы последования Ианнуария исследователи отмечают и в Евергетидском типиконе второй половины XI в. Согласно южноиталийскому Мессинскому Типикону 1131 г., 21 апреля совершается служба с «Аллилуия», последование Ианнуария подробно не описано. В Типиконе Георгия Мтацминдели XI в. 21 апреля отмечена память Ианнуария вместе с памятью апостола Закхея и мученика Кодрата. В ранних редакциях Иерусалимского устава (например, XII–XIII вв.) 21 апреля отмечается только память Ианнуария, однако в более поздних, например, в греческом первопечатном Типиконе (Венеция, 1545 г.), добавляется память мученика Феодора Пергийского. В греческих Минеях, начиная с древних и вплоть до современных изданий, под 21 апреля помещается только последование Ианнуария, в то время как в славянских Минеях к нему добавляется последование мученика Феодора Пергийского. Последование Ианнуария состоит из канона, цикла стихир и седальна. В славянских рукописях и печатных изданиях с XVII в. помещается общий кондак Ианнуария и мученика Феодора. В редких случаях в рукописях может указываться отпустительный тропарь Ианнуария. Последование Ианнуария в современных богослужебных книгах включает следующие элементы: общий кондак Ианнуария и мученика Феодора третьего гласа (только в славянских); канон авторства Иосифа четвёртого гласа с акростихом «Союз приятный мучеников восхвалю. Иосиф» (в славянской Минее акростиха нет), ирмос, цикл из трёх стихир-подобнов, седален. В славянских рукописных Псалтирях с восследованием встречаются песнопения Ианнуария: отпустительные тропари четвёртого гласа, общий кондак Ианнуария и мученика Феодора четвёртого гласа.



 
PR-CY.ru