ИАННУАРИЙ - Страница 3

Почитание мучеников засвидетельствовано в италийской редакции Мартиролога Иеронима Стридонского (первая половина V в.), где под 7 сентября упоминается о кончине Ианнуария, а под 13 апреля – о перенесении его мощей. Память Ианнуария и его спутников исследователи неоднократно встречают в Мартирологе под разными датами и в разной последовательности: 23 сентября – Соссий в Мисене, 16 октября – он же в Байях, 18 октября – Евтихий в Путеолах, 19 октября – Соссий, Ианнуарий, Акутий, Фест, Дезидерий в Неаполе, Прокул и Евтихий в Путеолах, 20 октября – Прокл и Евтихий в Путеолах, 5 декабря – Соссий в Мисене. Столь серьёзная путаница, по мнению исследователей, была вызвана неоднократными ошибками переписчиков и редакторов Мартиролога. В Карфагенском календаре начала VI в. под 19 сентября отмечена память Ианнуария, а под 23 сентября – Соссия, что свидетельствует о проникновении почитания этих святых в Африку. Почитание Путеольских мучеников, по мнению исследователей, было принесено в Африку италийскими пленными, захваченными вандалами во время пиратских набегов на Кампанию. Почитание Ианнуария в англосаксонской Британии зафиксировано в Линдисфарнском Евангелиарии, где в честь мученика установлены евангельские чтения и празднество с вигилией (повечерием). Подобный характер носит и первое свидетельство почитания Ианнуария в Германии, которое содержится в Евангелиарии св. Бурхарда Вюрцбургского (VIII в.). В ирландско-англосаксонском Календаре св. Виллиброрда из монастыря Эхтернах (между 702 и 706 гг.) значится только память Соссия под 23 сентября. В заметке в Мартирологе Флора Лионского (середина IX в.), по мнению исследователей, восходящем к Мартирологу Беды Достопочтенного, указывается память Ианнуария и его спутников под 19 сентября, одного Соссия – под 23 сентября. В Неаполитанском мраморном календаре (середина IX в.) у каждого мученика особый день памяти: Ианнуарию – 19 сентября, Соссию – 23 сентября, Евтихию и Акутию – 18 октября, Фесту и Дезидерию – 7 сентября. О почитании Ианнуария было известно Григорию Турскому, который приводит сообщение Урания о явлении мученика Павлину Ноланскому. Примерно в середине V в. о почитании св. Соссия упоминал Карфагенский епископ Кводвультдей (ум. в 453/454 г.), живший в изгнании в Неаполе. В честь св. Соссия папа Римский Симмах (498–514 гг.) устроил ораторий в ротонде св. Андрея на Ватиканском холме, что положило начало почитанию Путеольских мучеников в Риме. В IX в. центром почитания святых в Германии стал монастырь Райхенау на Боденском озере. Настоятель монастыря Валафрид Страбон в 839 г. составил гимн во славу мучеников. Три богослужебных гимна в честь Путеольских мучеников были написаны в XI в. св. Петром Дамиани. Согласно «Актам», останки Ианнуария, первоначально похороненные на Маркиановом поле (Ager Marciani) близ Путеол, между 413 и 431 гг. по инициативе Неаполитанского епископа Иоанна I были перенесены в катакомбы Неаполя, где была устроена особая крипта (об этом событии под 13 апреля сообщается в Неаполитанском календаре). Перенесение мощей Ианнуария в Неаполь способствовало распространению почитания мученика в этом городе.

 



 
PR-CY.ru