ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 18

Таким образом, наиболее взвешенным исследователям представляется мнение, что сочинение «О воскресении» написано неизвестным автором во второй половине II в., возможно, из окружения Иустина Философа. II. Корпус псевдо-иустиновских сочинений. Помимо трактата «О воскресении» в трёх рукописях с сочинениями апологетов (парижская рукопись, именуемая ещё «кодексом Арефы» (914 г.); рукопись XIII–XIV вв., погибшая в пожаре в 1870; парижская рукопись (сопоставление содержания трёх рукописей) под именем Иустина Философа содержится ряд неподлинных сочинений (в том числе «Послание Диогнету»). О том, что многие сочинения приписывались Иустину Философу уже в самое раннее время, свидетельствует Евсевий Кесарийский, перечисляющий некоторые из этих произведений наряду с подлинными творениями Иустина Философа. При этом отождествление упоминаемых Евсевием Кесарийским двух речей «К эллинам» (вторая именуется также «Обличение») и «О монархии» с дошедшими псевдо-иустиновскими произведениями «Речь к эллинам», «Увещание к эллинам» и «О единоначалии Божьем» наталкивается на ряд трудностей для исследователей. В IX в. Константинопольский патриарх Фотий перечисляет сначала те книги Иустина Философа, которые он читал непосредственно («Апология в защиту христиан», «Против язычников», «Против иудеев», «Опровержение первой и второй книг Физики»), а затем – те, о которых он знал лишь косвенно (вероятно, через Евсевия Кесарийского). В рукописи, которую читал патриарх Фотий, по мнению исследователей, содержалась большая часть сочинений, дошедших в составе парижской рукописи, если только отождествление названий, предложенное Пудроном, верно. По гипотезе Пудрона, патриарх Фотий мог читать протограф парижской рукописи (сама рукопись восходит ко времени после патриарха Фотия и содержит в качестве предисловия отрывки из «Библиотеки», относящиеся к Иустину Философу), отличный от парижской рукописи (в котором одном присутствовали «Послание к Зене» и «Увещание», скопированные потом в парижской рукописи). Исследователи полагают, что «Речь к эллинам» и «Послание Диогнету», неизвестные патриарху Фотию и имевшиеся из указанных трёх рукописей лишь в лондонской, восходили к другому, очень древнему списку (возможно, унциальному). Впервые все эти сочинения (кроме «Послания Диогнету» и «Речи к эллинам», опубликованных А. Этьенном в 1592 г.) были изданы Р. Этьенном в Париже в 1551 г. Полный корпус псевдо-иустиновских сочинений (наряду с подлинными) был собран на основе изданий Р. и А. Этьеннов и опубликован Зильбургом в Гейдельберге в 1593 г. Переиздание Марана (с улучшенным латинского перевода; Париж, 1742 г.) воспроизведено в «Патрологии» Ж.П. Миня. Следующим шагом стало издание Отто всех сочинений под именем Иустина Философа, впоследствии включившим их в издание корпуса творений апологетов. С тех пор появились новейшие критические издания отдельных сочинений, но издание всех неподлинных сочинений Иустина Философа на современном уровне – дело будущего. 1. «Речь к эллинам». Сочинение, дошедшее в лондонском кодексе, направлено на опровержение языческой религии: мифических героев, богов и их нравов, как они представлены у Гомера и Гесиода, празднеств. В заключение автор произносит похвалу Слову.

 



 
PR-CY.ru