ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 15

3. Полемика. Вопрос о том, против кого направлено сочинение, вызвал долгую дискуссию. Согласно одним учёным (Ж.М. Вермандер, Х. Лона), появление этого трактата и целого ряда других сочинений ранних апологетов связано с полемикой против Цельса; с точки зрения А. Аммана, оно направлено против иудеев, язычников и христиан-еретиков. По мнению А. Д'Анны, полемика адресована платонизирующим христианам – не православным, но и не еретикам; согласно Адольфу фон Гарнаку, Г. Хельстрёму, Лоне, Хаймгартнеру и Б. Пудрону, подробно проанализировавшему все сведения, содержащиеся в трактате о противниках воскресения, и аргументы А. Д'Анны, сочинение направлено против гностиков (или «гностических христиан»). При этом Пудрон отличает адресатов трактата от противников догмата о воскресении, с которыми ведётся полемика. Доказательства Пудрона и других учёных о гностиках как оппонентах автора сочинения «О воскресении» исследователи готовы считать исчерпывающими. 4. Древние свидетельства. Прямым свидетельством существования сочинения «О воскресении» у Иустина Философа считается ссылка Прокопия Газского, который называет автора и произведение (наряду с ссылками на других древних авторов) в связи с толкованием Быт. 3:21 («...и Иустин философ и мученик в “Слове о воскресении”...»), но не приводит никаких цитат. По мнению Г. Хаймгартнера, Прокопий пользовался архетипом ватопедского флорилегия, в котором были собраны антиоригенистские выдержки из трактата «О воскреcении» антропологического характера. Цитата из сочинения есть у Мефодия Олимпийского (исследователям не вполне ясно, где заканчивается цитата и является ли она точной или пересказом содержания), однако без уточнения названия произведения. Греческий текст, дошедший благодаря Константинопольскому патриарху Фотию, дополняется и уточняется при помощи «Священных параллелей», славянского перевода сочинения Мефодия и цитат в двух сирийских антологиях. Мефодий именует Иустина Философа «Неаполитом» («Иустин Неаполит, муж недалеко отстоящий от апостолов и по времени и по добродетели»); так называет себя Иустин Философ в первой «Апологии» в обращении к императору Адриану («Иустин, сын Приска, внук Вакхия, уроженцев Флавии Неаполя в Сирии Палестинской») и цитирует фрагменты из его сочинения в связи с 1 Кор. 15:50. Этого фрагмента нет ни в подлинных сочинениях Иустина Философа, ни в дошедших фрагментах псевдо-иустиновского диалога «О воскресении». Г. Хаймгартнер приходит к выводу, не совпадающему с мнением предыдущих учёных, что цитата у Мефодия принадлежит какому-то другому трактату Иустина Философа, нежели тот, фрагменты которого дошли под названием «О воскресении». Помимо прямых свидетельств есть ещё косвенные лексические и тематические параллели с сочинениями Феофила Антиохийского, Иринея Лионского, Климента Александрийского и Тертуллиана. По мнению Пудрона, возможно, что сочинение «О воскресении» пользовался Афинагор Афинский в трактате «О воскресении».

 



 
PR-CY.ru