ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 16

5. Датировка. Г. Хаймгартнер датирует сочинение около 180 г., поскольку у Феофила Антиохийского встречается цитата этого сочинения. Однако А. Уили допускает, что хронологически первичен трактат Феофила или что оба автора заимствовали это выражение из текстов, имевших хождение в раннехристианской литературе. Гораздо больше параллелей исследователи находят в сочинении «О воскресении» с пятой книгой Иринея Лионского «Против ересей». По мнению А. Уили, поскольку греческий подлинник сочинения Иринея Лионского не сохранился, трудно точно определить, какое произведение написано раньше. Однако большинство учёных придерживаются другой позиции, считая сочинение «О воскресении» более ранним, чем «Против ересей» Иринея Лионского. 6. По мнению исследователей, принадлежность сочинения Иустину Философу не может быть доказана на основании внешних свидетельств. За принадлежность трактата Иустину Философу высказывались: К. Земиш (1840 г.), Отто, О. Барденхевер (1882 г.), Т. Цан (1886 г.), Ф. Лоофс (1930 г.), Прижан (1964 г.), Х. Айан Кальво (1990 г.), Вартель (1992 г.), Амман (1994 г.), С. Санчес (2001 г.). Против авторства Иустина Философа сначала высказывался А. фон Гарнак на основании отличия идей и христологии в сочинении «О воскресении» от подлинных сочинений Иустина Философа, но колебался в этом мнении, оставляя окончательное решение до полного анализа языка и идей. А. фон Гарнак высказал также гипотезу о возможном авторстве Мелитон Сардского (позже её повторил В. Делиус), однако это предположение не выдерживает критики, особенно после обнаружения трактата Мелитона «О Пасхе», написанного в абсолютно ином стиле. Авторство Иустина Философа отрицали также: Ж. Аршамбо (1905 г.; вывод формулируется с осторожностью и оговоркой о необходимости полного исследования языка трактата «О воскресении» и подлинных сочинений Иустина Философа); А. Пюш (1912 г.), Ф.Р.М. Хичкок (1937 г.; подчёркиваются различия в стиле и приводимых цитатах в трактате «О воскресении» и в подлинных сочинениях Иустина Философа и другие соображения; контраргументы: Делиус (1952 г.), Г. Мей (1978 г.) и др. 7. Стилистика как решающий аргумент неподлинности сочинения. Начиная с А. фон Гарнака считалось, что лишь сравнение стиля трактата «О воскресении» с подлинными сочинениями Иустина Философа может дать окончательный ответ на проблему авторства. В течение больше сотни лет учёные высказывали разные мнения как о сходстве, так и об отличии идей этих трактатов. Особенно подробное сопоставление было сделано Ф.Р.М. Хичкоком, который подчеркнул разницу произведений. Тем не менее, согласно Вартелю, сопоставление лексики трактата с сохранившимися сочинениями Иустина Философа, проводившееся во время чтения трактата на патристическом семинаре в Католическом институте в Париже в 1988/1989 и 1989/1990 гг., не выявило каких-либо серьёзных расхождений, а потому авторство Иустина Философа не может ставиться под сомнение. Однако Вартель ограничился простым заявлением, не приведя никаких доказательств (к тому же статья, по мнению исследователей, содержит ряд неправильных утверждений, например, что Евсевий Кесарийский цитирует в «Церковной истории» трактат «О воскресении» или что Мефодий не упоминает имени автора сочинения).

 



 
PR-CY.ru