ИСИХАЗМ - Страница 6

В аскетической литературе часто утверждается, что невозможно спастись без духовного руководства, но не менее часто говорится и об «оскудении преподобного» (Пс. 11:2). При отсутствии руководителя христианину рекомендуется следовать Священному Писанию и святоотеческим писаниям. Важную роль в исихии играло также смирение (смиренномудрие) – как внешнее, которому особенно способствовала нищета, так и внутреннее, которое вело к победе над одним из основных пороков – гордостью. В духовной брани, т.е. в борьбе с грехом, с нападками бесов и с плотскими и духовными страстями, подвижника подстерегают искушения: например, уныние, самолюбие (которое, в свою очередь, приводит к чревоугодию и роскоши, сребролюбию и скупости, печали и гневу), рассеянность, привязанность к мирским благам и воспоминание о них, тщеславие, гордость и прочие лукавые помыслы (ср. трактаты Евагрия Понтийского «О восьми лукавых духах» и «О различных лукавых помыслах»). Часто (возможно, тут, как и в перечислении страстей, можно найти отдалённое влияние стоицизма) выводилась «генеалогия» добродетелей и пороков, когда одни порождали другие. Согласно оригинальной теории Симеона Месопотамского (возможного автора «Макариевского корпуса»), страсти (ненависть, высокомерие, жестокость, уныние, празднословие, острословие, вражда, соперничество, зависть, гордыня, тщеславие, злопамятство, праздность, безразличие, невежество, забвение, ярость, гнев, нерешительность, презрение, лукавство, похоть, напыщенность, кичливость, чревоугодие, распущенность, сребролюбие), от которых не удалось исцелиться при жизни, после смерти превращаются в бесов и не пускают душу в Царствие Небесное, но уводят в места мрачные и печальные («Слово о том, что всегда надлежит держать в уме день исхода из жизни»; новое критическое издание Михаила Михайловича Бернацкого см. в составе переиздания «Макариевского корпуса»). Следующей целью исихии было трезвение, которое должно охранять сердце от помыслов, сохраняя постоянное внимание и внимание к своему внутреннему состоянию. Совершенно избежать помыслов (или прилогов) человеку невозможно, т.к. они посылаются бесами извне, но во власти подвижника не внимать им, не пускать в сердечную клеть (противоречие помыслам), «различая духов». Эта связь исихии и внимания к помыслам засвидетельствована уже в «Макариевском корпусе» и развита в сочинениях представителей синайского и более позднего исихазма, где механизм искушений описан в виде целой системы (прилог, согласие, сосложение и т.д.). Таким образом, сердечная молитва есть умная молитва, т.к. ум стоит на страже помыслов. Единение сердца и ума, ведущее к очищению сердца, является характерной чертой исихазма. Прогонять помыслы помогает постоянное памятование о Боге. Оно достигается изучением Священного Писания (lectio Divina; многие монахи знали наизусть целые книги, особенно псалмы) и частым пением псалмов или отдельных стихов из них (так называемая «односложная молитва»). Впоследствии из практики частого повторения отдельных стихов из Священного Писания и имени Господнего постепенно развилась формула Иисусовой молитвы (в традиционном, хотя и более позднем, виде звучащая так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»).

 



 
PR-CY.ru