ИСИХАЗМ

ИСИХАЗМ (от греч. – спокойствие, покой, безмолвие). Современные исследователи выделяют несколько значений термина «исихазм»: 1) христианская монашеская жизнь, преимущественно отшельническая, которая ставит своей целью созерцание и молитву; 2) практика Иисусовой молитвы и особые связанные с ней психофизические приёмы; 3) богословие Григория Паламы, имевшее своей целью, в частности, защитить и обосновать практику Иисусовой молитвы; 4) «политический исихазм» – комплекс социокультурных и политических идей, зародившихся в Византии и распространившихся в славянских странах (правомерность выделения последнего значения вызывает с научной точки зрения большие сомнения). Также исследователи выделяют ряд значений термина «исихазм», вытекающих из перечисленных выше: движения в византийско-славянском монашестве XII–XVI вв.; общецерковные настроения (gesamtkirchliche Gesinnung) в поздней Византии XIV–XV вв.; неоисихастская духовность XVIII–XX вв. (включающая в себя так называемое филокалическое возрождение в Греции, в Румынии и в России, в том числе сочинения Игнатия (Брянчанинова) и «оптинское старчество»); неоисихастcкое (паламитское) богословие XX в. Термин «исихазм» в первых двух значениях получил широкое распространение в научной литературе XX в. благодаря трудам учёного иезуита Иринея Осера (его памяти посвящён 70-й том OCP). Среди основных типов восточной духовности Ириней Осер выделил пять направлений: 1) первоначальная духовность (от апостольских времён до Ефрема Сирина); 2) «интеллектуалистская» духовность, представителями которой были Климент Александрийский, Ориген, Евагрий Понтийский, Максим Исповедник, синайские подвижники, Никата Стифат, Григорий Синаит и его последователи-исихасты; 3) школа «сверхъестественного чувства», способного, в противовес интеллектуалистской мистике, опытно воспринимать божественные явления (к этому направлению принадлежали автор «Макариевского корпуса», Диадох Фотикийский, Симеон Новый Богослов); 4) школа Василия Великого и Феодора Студита, делавшая упор на практических добродетелях, особенно послушании и братской любви; 5) «исихастская духовность» (типичный представитель – Григорий Синаит), выдвигавшая на первый план молитву и психофизическую практику. По мнению А. Риго, это основное деление восточной духовности на созерцательную и практико-аскетическую и вычленение разных школ в целом соответствовало действительности и имело большое значение. Напротив, более общее выделение двух типов созерцательной мистики («евагрианской» и «макариевской»), получившее большое распространение благодаря работам протопресвитера Иоанна Мейендорфа, подразделившего византийскую мистику на евагрианско-неоплатоническую и семитско-библейскую («макариевскую»), и объединение разнородных авторов и течений в едином понятии исихазма (как и резкое противопоставление отшельнического и общежительного монашества), согласно А. Риго, вряд ли было полезно, поскольку правильнее было бы говорить о разных этапах исторической эволюции.

 



 
PR-CY.ru