ИСИХАЗМ - Страница 4

В одном из сочинений аввы Исаии, приписанном Аммону, безмолвие, как и в изречении Руфа, ставится во главу всех добродетелей. Другое увещание к исихии исследователи находят, например, в трактате Евагрия «Изображение монашеской жизни». Как правило, первые монахи, удаляясь от мира и от людей, избегали священнического сана из-за связанного с ним служения и из-за опасения развить в себе тщеславие. Во время поста некоторые монахи удалялись вглубь пустыни, как, например, Евфимий Великий вместе со своим учеником. Изредка монахи жили в полном затворе, как, например, Варсонофий Великий, в существовании которого иные даже сомневались, поскольку никогда не видели подвижника, допускавшего в свою келью лишь игумена. Тем не менее, имея перед собой примеры пророка Илии и Иоанна Крестителя, иногда по особому призванию или послушанию монахи после долгого подвизания выходили из затвора для наставления людей. Это допускает, например, авва Аммон, ученик Антония Великого, в первом письме об исихии. Лишь позже идеи монашества и руководства паствой и церковью объединились в Восточной церкви, не требовавшей, однако, обязательного целибата для священников, как это сложилось в Западной церкви. В некоторой степени требование обязательного безбрачия (целибата или монашества) епископата диктовалось не только аскетико-богословскими, но и практическими соображениями, в частности, заботой о целости и сохранности церковного имущества после смерти епископа. Тем не менее, ощущение некоторого несоответствия монашеских обетов отречения от мира и епископского служения в миру сохранилось в греческих церквах и до сего времени. Внешней стороне исихазма посвящён текст, вошедший в «Макариевский корпус», но автору корпуса не принадлежащий и являющийся, как полагают исследователи, прозаическим переложением некоторых стихов Григория Богослова или, по предположению Яна ван Поттельберге, высказанному в неопубликованном докладе на XV патристической конференции в Оксфорде в 2007 г., первого письма Василия Великого. Под именем Григория Богослова этот текст дошёл под названием «Увещание к терпению, или К недавно крещённым», но в «Макариевском корпусе» он озаглавлен «О безмолвии». В сочинении регламентируется, главным образом, внешнее поведение монаха: как следует ходить, говорить, поступать, питаться, переносить болезни и старость. Особое значение имело воздержание, в частности – пост и нестяжательность: отшельники зарабатывали себе на хлеб огородничеством и рукоделием, в общежитиях же личная монашеская собственность строго регламентировалась необходимым минимумом. Лишь впоследствии на Афоне возникли так называемые идиоритмии, когда монах жил отдельно от братии, владея собственным имуществом. Внимание к внешней стороне поведения монаха-исихаста не ослабевало и в более поздних византийских руководствах, где даются подробные наставления не только о борьбе с помыслами, но и относительно поведения, внешнего вида, одежды и т.д., или «Предание к своему ученику, как внимательно сидеть в келье» Филофея Коккина, в котором наряду с распорядком молитв и богослужений есть указания по соблюдению поста с учетом состояния здоровья подвижника.

 



 
PR-CY.ru