ИРИНЕЙ Лионский - Страница 7

В эпилоге «Мученичества Поликарпа» (по Московской рукописи) говорится, что от Иринея Лионского осталось много превосходных и православнейших сочинений, в которых св. отец упоминает о своём учителе священномученике Поликарпе, опровергает все ереси и излагает церковное учение в том виде, как воспринял от епископа Смирнского. Наиболее подробные сведения о литературной деятельности Иринея Лионского содержатся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, который отмечает особую плодовитость Иринея Лионского как писателя: «В те времена (середина II в.) процветали в Церкви Егесипп, известный нам по прежним повествованиям; Дионисий, епископ Коринфский; Пинит, епископ Критский; Филипп, Аполлинарий, Мелитон, Музан, Модест и особенно Ириней. Заключённое ими в письмена православие апостольского предания и святой веры дошло и до нас». Евсевий приводит больше 20 выдержек из сочинения «Против ересей»; упоминает сочинение Иринея Лионского против гностика Маркиона и другие произведения: «Против людей, извращающих здравый устав Церкви в Риме, восставал Ириней и писал разные послания: одно Власту под заглавием “О расколе”, другое Флорину “О единоначалии, или О том, что Бог не есть творец зла”, потому что Флорин, кажется, защищал это мнение. Когда же последний впал в заблуждение Валентина, Ириней сочинил против него книгу “О восьмерице”». Говоря о полемике с Римским епископом Виктором и о пасхальных спорах 190–192 гг., Евсевий замечает, что по этому поводу многие епископы отправляли епископу Виктору послания с порицанием его за отлучение малоазийских церквей. «Из числа сих посланий одно написано Иринеем от лица галльских подчинённых ему братий». Приведя две выдержки из этого послания, Евсевий добавляет: «По случаю происшедшего тогда спора, он (Ириней Лионский) имел переписку не только с Виктором, но и с различными, весьма многими предстоятелями Церквей». Далее Евсевий завершает обзор сочинений Иринея Лионского: «Кроме вышеозначенных сочинений и посланий Иринея, есть ещё весьма краткое, но особенно необходимое слово его против эллинов под названием “О познании”. Есть и другое, посвящённое им брату, по имени Маркиан, в котором содержится доказательство апостольской проповеди. Есть также книга разных проповедей, в которой он упоминает о Послании к Евреям и о так называемой Премудрости Соломоновой и приводит из них некоторые изречения. Вот все, что дошло до нашего сведения относительно сочинений Иринея». Иероним Стридонский в сочинении «О знаменитых мужах» почти повторяет сообщения Евсевия: Ириней Лионский «написал пять книг “Против ересей”, небольшое сочинение “Против язычников”, сочинение “О дисциплине”, к Маркиану брату “Об апостольской проповеди”, “Книгу различных поучений”, к Власту “О расколе”, к Флорину “О единоначалии, или О том, что Бог не есть виновник зла”, и превосходную книгу “О восьмерице”... Известны и другие его послания к Виктору, епископу Римскому, по поводу вопроса о дне празднования Пасхи». В том же труде Иероним Стридонский пишет об Иринее Лионском как о толкователе Апокалипсиса: «Иоанн (апостол) написал книгу Апокалипсис, которую толковали Иустин Мученик и Ириней». О многих разнообразных сочинениях Иринея Лионского, а также о его послании к епископу Виктору пишет патриарх Фотий.

 



 
PR-CY.ru